Новости
60 лет назад в СССР впервые достигли скорости звука
Общество | В России

60 лет назад на самолете "Ла-176" впервые в стране была достигнута скорость звука.

26 декабря 1948 года на экспериментальном истребителе конструкции Лавочкина "Ла-176" в полете со снижением достигнута скорость звука. В этот день машина была разогнана на пикировании с 10 км и достигла скорости 1105 км/ч на высоте 7,5 км.

Штурм "звукового барьера" в 1945 году Государственный комитет обороны поручил прославленным авиационным конструкторским бюро Лавочкина, Микояна, Сухого и Яковлева. Созданный на базе модификации "Ла-168", новый истребитель по расчетам конструкторов должен был развивать скорость, вплотную приближающуюся к звуковой. Создание реактивного самолета, способного развить в полете скорость звука, рождало смелые и оригинальные решения. Велась кропотливая работа по совершенствованию конструкции самолета: замена двигателя на более мощный ВК-1, воздушные тормоза, новые технологии для идеальной поверхности крыла и фюзеляжа, новое электро- и радиооборудование. Качественно новой ступенью в развитии аэродинамической компоновки скоростного самолета стало то, что крылу и оперению "176-ого" придали стреловидность большую, чем у любого другого боевого самолета того времени - 45° (по линии фокусов).

Летчикам в полетах со снижением неоднократно доводилось превышать скорость звука, но официально это не регистрировалось. Лишь после тарировки приемника воздушного давления в аэродинамической трубе 26 декабря удалось по прибору зафиксировать сверхзвуковой полет. В официальном отчете по испытаниям записано: "Такую скорость самолета в СССР получили впервые".

Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе НПО им. Лавочкина, новаторские идеи и конструкторские решения "176-ого" позволили в последующем создать в стране крылатые машины, способные в несколько раз превысить звуковой барьер.  

Сергей Хурбатов