Новости
Государство поможет авиакомпаниям. Но не всем
Экономика | В России

Минфин утвердил схему выдачи льготных кредитов авиакомпаниям. По неофициальным данным, деньги получат не более пяти перевозчиков, троих вчера назвал первый вице-премьер Игорь Шувалов — это "Аэрофлот", "Трансаэро" и создаваемые "Ростехнологиями" "Российские авиалинии". Предотвратить повторение кризиса на авиарынке и смягчить его последствия для пассажиров власти надеются за счет введения тотального контроля над финансовым состоянием авиакомпаний, пишет сегодня газета "Коммерсант".

Первый вице-премьер Игорь Шувалов вчера доложил президенту Дмитрию Медведеву о мерах правительства по стабилизации ситуации на авиарынке. "Приняты решения для изменения этой ситуации,— цитирует вице-премьера ИТАР-ТАСС.— В том числе по линии ФАС принято решение, ограничивающее деятельность компаний, завышающих цены на авиатопливо, введены штрафные санкции для должников". Также, добавил Шувалов, Минфином предложена схема предоставления кредитных ресурсов для определенных компаний общим объемом до 30 млрд руб. В частности, по словам первого вице-премьера, эти деньги получат "Аэрофлот", "Трансаэро" и создающиеся госкорпорацией "Ростехнологии" и правительством Москвы "Российские авиалинии" ("Росавиа").

В "Трансаэро", которая раньше отрицала необходимость в госсредствах, изданию сообщили, что уже привлекли кредит у Газпромбанка "на условиях, определенных правительством". Сумма кредита не раскрывается. Сейчас авиакомпания ведет переговоры о кредитах с ВТБ и Сбербанком. "Росавиа" уже согласовала получение около 5 мрлд руб. от ВТБ. В "Аэрофлоте" лишь отмечают, что госкредиты "помогут компании в условиях низкого зимнего сезона".

Отраслевые эксперты удивлены тем, что Игорь Шувалов не назвал двух крупнейших российских внутренних перевозчиков — "Сибирь" и UTair. "Сейчас деньги особенно нужны тем, кого кризис застал в процессе обновления флота",— полагает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Он отмечает, что в такой ситуации находится "Сибирь", а UTair только приступила к проведению тендера на закупку новых самолетов. В то же время, по мнению эксперта, "Аэрофлоту" "государство и так обеспечивает колоссальные субсидии в виде "пролетных" денег" на сотни миллионов долларов, а финансовая ситуация в "Трансаэро" "не вызывает тревоги". Гендиректор UTair Андрей Мартиросов, впрочем, не говорит о срочной необходимости госкредитов, уточняя, что "компания продолжает нормальную работу с теми банками, с которыми сотрудничала всегда".

Параллельно государство пытается предотвратить новый виток кризиса на авиарынке и сгладить его последствия для пассажиров путем усиления контроля над авиакомпаниями. Но если деньги дают избранным, то контролировать будут всех. По словам заместителя главы Росавиации Владимира Чертока, ухудшение финансовых и производственных показателей может являться основанием для ограничения, приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта. Без этого документа авиакомпания не может выполнять полеты. "Недобросовестные перевозчики будут с рынка убираться, этот процесс уже идет",— пояснил чиновник.

Полномочия Росавиации в области финансового контроля и критерии допуска авиакомпаний к перевозкам будут уточнены дополнением к Федеральным авиационным правилам и утверждены приказом Минтранса. Источник "Коммерсанта" в министерстве добавил, что новая процедура будет действовать уже с летнего сезона 2009 года.