В споре о разделе полномочий между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом вчера была поставлена точка.
И хотя на коллегию к Генеральному прокурору Юрию Чайке приехал не президент Владимир Путин, а премьер Виктор Зубков, глава правительства мягко, но настоятельно заметил, что надо сохранить баланс полномочий между прокуратурой и Следственным комитетом.
Как известно, Юрий Чайка часто указывал на недостатки в работе следователей. Ведь фактически Следственный комитет, несмотря на то что формально создание нового правоохранительного органа объяснялось необходимостью разделения процессуальных функций - предварительного следствия, надзора за ним и поддержания обвинения в суде, перенял ряд функций у Генпрокуратуры. В конце прошлого года Генпрокуратура и Следственный комитет разошлись во мнениях о том, обоснованно ли возбуждение второго уголовного дела против замминистра финансов Сергея Сторчака. Речь шла об обвинении чиновника в превышении должностных полномочий в ходе российско-кувейтских переговоров по урегулированию задолженности бывшего СССР перед Кувейтом. В итоге Генпрокуратура отменила постановление о возбуждении второго дела против Сторчака, а Следственный комитет назвал это решение незаконным и пообещал оспорить его в суде. И все это несмотря на то, что глава Следственного комитета Александр Бастрыкин после своего назначения говорил, что СК ни в коем случае не будет соперничать с прокуратурой.
Вчера же Чайка вновь покритиковал следователей. У Генерального прокурора "вызывает тревогу" снижение числа уголовных дел, возбуждаемых следователями.
- Из 11 тысяч материалов общенадзорных проверок, направленных прокурорами, в том числе в Следственный комитет при прокуратуре для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, дела были возбуждены, к сожалению, лишь в 2700 случаях, - посетовал Чайка. По его словам, в 2006 году на основании материалов прокурорских общенадзорных проверок было возбуждено почти 24 тыс. уголовных дел, в первом полугодии 2007-го - более 15 тыс.
- Необходимо разобраться, что это - недостаточная работа прокуроров, недостаток собранных материалов или некачественная работа следователей, - бросил камень в следственный "огород" Генпрокурор.
Впрочем, к следователям у него, судя по всему, немало претензий. Увеличилось и число уголовных дел, возвращенных прокурорами следователям прокуратуры для устранения недоработок. В общем, Генпрокурор предпочел объяснять на цифрах эффективность создания новой структуры. До создания Следственного комитета при прокуратуре следователям самой прокуратуры в минувшем году удалось на 37 процентов снизить число прекращенных уголовных дел, на 20 процентов - дел, расследованных с нарушением сроков.
- Удалось раскрыть ряд заказных убийств, вызвавших наи больший резонанс, расследовать сложные многоэпизодные дела, в том числе по фактам рейдерства в Санкт-Петербурге, - отметил Юрий Чайка.
Выслушав это, Зубков решил расставить точки в отношениях Следственного комитета и Генпрокуратуры, которые продолжились имущественным разводом. В новое здание Генпрокуратуры Юрий Чайка въедет буквально на днях, но без своего первого заместителя - главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. Поэтому Зубков не стал выносить ссор из генпрокурорской избы, но, явно намекая на конфликт, активно призывал сохранить баланс полномочий, подчеркивая, что это касается как уголовно-процессуального права, так и административно-организационных вопросов.
- Никакой конкуренции между Генпрокуратурой и Следственным комитетом при прокуратуре нет и быть не может, - решительно заявил Юрий Чайка. - Хочу заявить: никакого конфликта нет. И никакие инсинуации не столкнут нас с этой позиции. Есть общие государственные задачи, которые решает единая система прокуратуры.
Создание эффективно работающих в строгом соответствии с законом следственных структур - именно так и Генпрокуратура, и Следственный комитет, по словам Чайки, понимают единую цель, поставленную перед ними.
А раз так, то и премьер заговорил о борьбе с коррупцией.
- Важно не просто бороться с последствиями, а прежде всего работать над устранением причин и условий, их порождающих, а именно снижать излишние административные барьеры, - заметил Виктор Зубков. Правда, в качестве коррупционных примеров он привел таможню. Глава ФТС Андрей Бельянинов в последнее время уже привык выслушивать нелицеприятные отзывы о работе своей структуры, которая, как сказал Путин, называя коррупцию одной из главных проблем развития страны, "с бизнесом срослась в экстазе". И, отправляясь на коллегию в Генпрокуратуру, вряд ли надеялся на то, что о таможне здесь говорить не будут. Но вспомнил об этом не прокурор, а премьер, начав с многочисленных пробок на пропускных пунктах.
- У наших западных коллег на пропуск одной машины уходит 6 минут, а у нас - 6 часов, - отметил он. - В чем дело? Взятки, коррупция - наглая и неприкрытая!
В результате экономический ущерб составляет многие десятки и сотни миллионов долларов, сыпал цифрами Зубков. Такая же картина, по его словам, и с обработкой грузов в наших портах, где могут сутками держать контейнеры, пока не получат взятки.
- Думаю, прокуроры знают об этом, но меры, к сожалению, принимаются недостаточные, - не удержался от критики Зубков.
Правда, прокуратура уже предложила провести ревизию нормативной базы всех федеральных органов исполнительной власти, чтобы выявить излишние ограничения, способствующие коррупционным проявлениям. Тем не менее премьер считает, что надо больше переходить на новые отношения с бизнесом - уведомительные. Тем более что прокурорами уже было выявлено более 1 миллиона незаконных нормативно-правовых актов, причем из них оспорено и приведено в соответствие порядка полумиллиона.
- То есть нам есть еще над чем поработать, - заметил Зубков.
На самом деле работать прокурорам предстоит и над будущей Олимпиадой в Сочи в 2014 году. Перед ними поставили задачу - не допустить хищения и пресекать коррупционные проявления. Возможно, поэтому штатную численность органов прокуратуры увеличат на 2 тысячи должностей.
- Учитывая значимость и возросший объем исполняемых работ, по поручению правительства подготовлен указ об увеличении штатной численности органов прокуратуры, - объяснил премьер.
Собственно, это будет как нель зя кстати, ведь, по мнению Чайки, недавними убийствами сотрудников правоохранительных органов всей системе брошен вызов. Речь, в частности, идет об убийстве прокурора Саратовской области Евгения Григорьева.
- Преступления должны быть раскрыты, а виновные должны понести наказание, - заявил Чайка. - Мы должны доказать собственную профессиональную состоятельность.
Источник: "Российская газета" №4593 от 20 февраля 2008 г.