Резкий рост цен на хлебобулочные изделия запустил маховик "продовольственной" инфляции. Со всей страны поступают тревожные сигналы: в Калининграде дорожает молоко, в Хабаровске - колбаса, а в Вологде - растительное масло. "Снежный ком" нарастает, пишут "Известия".
То, что происходит сейчас на продовольственном рынке, до боли напоминает прошлогоднюю ситуацию, когда вслед за хлебом начало дорожать все остальное. Это вполне объяснимо. Ведь рост цен на зерно означает удорожание кормов, а следовательно, всей мясомолочной продукции.
Вести из регионов говорят сами за себя. В Ярославской области творог подорожал на 15%, молоко - на 10%. В Хабаровском крае цены на колбасу поднялись на 5%, на сыр - на 4%. В Калининградской области на 20% подорожало молоко, на 15%- кефир. И все это на фоне "хлебной" инфляции - в большинстве мест цены на "продукт № 1" выросли на 15-25%.
1 мая заканчивается "заморозка" цен на социально значимые продукты.
"Есть серьезные опасения, что весной мы получим новый виток инфляции. А если на это еще наложится неблагоприятная ситуация на зерновом и других сельскохозяйственных рынках, то можно будет ожидать достаточно заметного роста цен", - рассказала эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова.
Что же делать в сложившейся ситуации? Может быть, стабилизировать цены поможет фиксированная наценка на базовые продукты питания? Однако в правительстве до сих пор нет единого мнения на этот счет. За введение подобного "ограничителя" выступает Минсельхоз, против — Минэкономразвития и Минфин.
"Производство товаров, на которые введено ограничение наценки, будет невыгодно", - заявил в среду глава Минфина Алексей Кудрин.
По его словам, введение подобной наценки ударит прежде всего по производителям сельхозтоваров, "поскольку цены на их товары будут расти медленнее, чем транспортные расходы или цены на минеральные удобрения".
И вот тут возникает вопрос. Неужели, если производитель будет выпускать хотя бы один вид продукции по цене ниже или на уровне рентабельности, он разорится? Сомнительно. Впрочем, опыт уже показал, что некоторые участники рынка готовы поддерживать малообеспеченных потребителей лишь на словах. Несмотря на действующую "заморозку", многие московские пенсионеры не могут купить ни "социальное" молоко, ни "социальный" хлеб - их просто нет в продаже.