Палестинские движения ФАТХ и ХАМАС на переговорах в Йемене подписали договор об урегулировании отношений. Подписи под документом поставили представитель ФАТХ Аззам аль-Ахмад и представитель ХАМАСА Муса Абу Марзук. Диалог между группировками прервался в июне 2007 года из-за кровавых столкновений, после которых ХАМАС захватил сектор Газы. Прямые переговоры между лидерами движений начнутся в апреле, сообщает "Взгляд".
На Ближнем Востоке может произойти то, чего так долго ждало мировое сообщество. Соперничающие палестинские движения ФАТХ и ХАМАС подписали договор, который направлен на урегулирование их отношений. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на очевидца подписания сторонами сделки.
Встреча между ФАТХ и ХАМАС стала возможной после того, как две враждующие группировки заявили о принятии выдвинутого Йеменом предложения о прямом диалоге.
Этот диалог прервался в июне 2007 года из-за междоусобных кровавых столкновений, после которых ХАМАС взял под контроль сектор Газа, а Западный берег реки Иордан остался под контролем сил палестинской безопасности, лояльных председателю Палестинской национальной администрации и лидеру движения ФАТХ Махмуду Аббасу.
Согласно проекту соглашения, ХАМАС и ФАТХ проведут в апреле прямые переговоры по предложенному Йеменом плану. Они обсудят ситуацию в секторе Газы и способы возвращения к прежней ситуации (до захвата власти ХАМАСом).
Глава ХАМАСа Исмаил Хание надеется на дальнейший успех. «Переговоры прошли хорошо, но остаются вопросы, требующие дальнейшего обсуждения. Йеменская инициатива стала повесткой дня для диалога, а не предметом для немедленной реализации. Я надеюсь, что диалог приведет к положительному результату», – заявил он накануне. Таким образом, он дал понять, что до реальных дел еще очень далеко и пока речь идет об обычных декларациях.
Тем не менее, достигнутое соглашение – хороший знак. Россия, которая наряду с США, ООН и Евросоюзом входит в квартет международных посредников по ближневосточному урегулированию, приветствует проходящие в Сане (Йемен) переговоры. Об этом говорится в сообщении МИДа России.
МИД указал, что по поступающей информации, с 18 марта в Сане находятся делегации ФАТХ (в ее состав вошли также представители некоторых других палестинских движений из Организации освобождения Палестины) и ХАМАС для проведения раздельных переговоров с президентом Йеменской Республики Али Абдаллой Салехом по выдвинутой им инициативе межпалестинского примирения.
"Как стало известно, несмотря на возникшие сложности, представителям ФАТХ и ряда других организаций, входящих в ООП, удалось договориться о встрече с делегацией ХАМАС", – сообщили в МИДе.
В российском внешнеполитическом ведомстве считают важным, чтобы начинающиеся контакты с самого начала приобрели конструктивный характер и были сосредоточены на ключевых проблемах палестинского народа – восстановлении единства основных политических сил, обсуждении путей воссоздания единого политического и юридического пространства ПНА, параметрах переговорного процесса с Израилем в интересах создания независимого палестинского государства.
Инициатива президента Йеменской Республики Али Абдаллы Салеха по межпалестинскому примирению предусматривает нормализацию обстановки в секторе Газы, проведение досрочных выборов, возобновление диалога между движениями ФАТХ и ХАМАС на основе Каирских (2005) и Мекканских (2007) договоренностей, создание правительства национального единства, недопустимость какой-либо дискриминации по партийной принадлежности при формировании всех палестинских учреждений.
Еще одни переговоры прошли субботу в египетской части Рафиаха между представителями ХАМАСА и "Исламского джихада" с главой египетской разведки Омаром Сулейманом. Там шла речь о прекращении огня и перемирии с Израилем, а также об открытии пограничного КПП Рафиах. Обсуждался вариант постепенного открытия пограничного перехода – на первом этапе на 3 дня в неделю. О результатах переговоров ничего не сообщается.
Однако предыдущий опыт ведения переговоров показал, что стороны еще могут передумать и все перевернуть с ног на голову. В Палестине без конца происходят провокации, ставящие под угрозу устные договоренности. Несмотря на заключенное соглашение и согласие продолжать диалог, нет уверенности в том, что так оно и будет на самом деле. Делать заключения о прогрессе в отношениях между воинствующими группировками можно только по факту.