МИД РФ уже работает над новым вариантом Концепции внешней политики, считая, что действующий документ устарел. По мнению экспертов, в настоящее время официальная линия имеет мало общего с реальными действиями России на международной арене, а мнение россиян о своем имидже – с действительным отношением к нам за рубежом.
Дополнительным поводом к созданию нового документа станет смена президента, поскольку по Конституции, внешнюю политику в России определяет именно глава государства, пишут "Новые известия".
"МИД следит за изменением реалий и готовит соответствующие обзоры, но нового документа не было создано, потому что не менялся президент, – пояснил сложившуюся ситуацию председатель комитета по международным делам Михаил Маргелов. – Теперь же нельзя исключать появления новой Концепции, учитывая, что изменений в мировой политике накопилось предостаточно".
Главным действующим документом, определяющим направления и ценности России на международной арене, до сих пор остается Концепция внешней политики, принятая еще в 2000 году с приходом Владимира Путина. Многие реалии в области международных отношений с того времени изменились: США вышли из договора по ПРО, Россия стала меньше говорить о международном терроризме, а также существенно ослабли интеграционные процессы в СНГ. В МИД, разумеется, видят эту проблему и сейчас дипломаты готовят новый вариант Концепции, и частично она уже выражалась в официальных документах МИДа.
"Работа над новой Концепцией, разумеется, идет, и промежуточным этапом такой работы стал внешнеполитический обзор, представленный президенту России в соответствии с его поручением год назад", – заметили в МИД РФ.
По мнению Маргелова, новый документ должен ориентироваться на новую структуру институтов мировой политики: "Прежде всего в новой Концепции необходимо поставить вопрос о необходимости коренной реформы всех основных международных организаций. Не только ООН, но и преобладающее большинство основных международных институтов создавались в период «холодной войны», когда главным принципом мировой политики было сдерживание сверхдержав от взаимной агрессии, а не конструктивное и созидательное сотрудничество. В новых условиях эти организации перестали быть эффективными".
Со своей стороны председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев заявил, что в новой Концепции нужно отразить изменившуюся роль России в мире. "Россия заметно усилилась и должна соответствующим образом скорректировать свою стратегию, - считает депутат. - Мы можем активизировать свое участие в международных делах, с условием, что отстаивание национальных интересов не будет агрессивным".
В другом видит суть изменений президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов: "В новой Концепции было бы уместно провести идею, высказанную недавно Алексеем Кудриным и Анатолием Чубайсом, о том, что теперь, когда поток нефтедолларов иссякает, нам надо задуматься о рисках, связанных с нашими внешнеполитическими шагами. В "тучные" времена мы пытались ломать все через колено, но сейчас уже не можем позволить себе делать столько глупостей одновременно".