Новости
Ученые считают, что осваивать Ямал лучше морским путем
Экономика | Ямало-Ненецкий АО

Освоение Ямала традиционным способом — с помощью строительства дорог, трубопроводов, линий передач — далеко не лучший путь при разработке новых месторождений полуострова. Так считает директор института Энергетической Стратегии Минпромэнерго России Валерий Бушуев.
"Поскольку Бованенковское и Харасавейские месторождения расположены вблизи Карского моря, то и осваивать их лучше морским путем. На Ямале должно создаваться современное производство сжиженного природного газа, который можно транспортировать морскими видами транспорта", — заявил он. По мнению Бушуева сухопутный путь является более затратным и "транспортная составляющая негативным образом скажется в цене на газ для конечного потребителя". Кроме того, строительство трубопроводов и дорог может нарушить уникальную экологию региона.

Между тем, высокопоставленный источник в одной из близких к "Газпрому" структур, заявил, что железная дорога остается единственным опорным видом транспорта к месторождениям Бованенково, Харасавей и Новопортовское. "Ученые, разумеется, имеют право на свою точку зрения, но в отличие от теоретических выкладок, реальные расчеты доказывают, что альтернативы железнодорожному транспорту на сегодняшний день нет. Это понимают и признают в правительстве, в "Газпроме", в руководстве федерального округа и региона, отечественные и зарубежные инвесторы", — подчеркнул собеседник "Рускомпресс".

По его словам, расчеты показывают, что наземный способ транспортировки газа наиболее целесообразен, и с точки зрения экономики, и наиболее удовлетворяет требованиям экологической безопасности, учитывает климатические и географические особенности полуострова. "Морским путем на Ямал можно доставить не больше 300 тонн грузов в год. Навигационный период в этом регионе не превышает 6 месяцев. Железная дорога это — круглогодичный вид транспорта. Ежегодный объем грузоперевозок по железнодорожной ветке Обская-Бованенково, еще находящейся в стадии строительства (на сегодняшний день построено порядка 300 км пути) — примерно до двух-трех миллионов тонн груза в год. Для освоения новых ямальских месторождений Бованенково, Харасавей, Новопортовское, необходимо завезти к местам разработок порядка 80 млн тонн груза.

Источник также отметил, что минимизация экологического ущерба при освоении месторождений — одна из главных задач газовых проектов, которые реализует на Ямале компания "Газпром". Методология, которая используется при освоении месторождений, позволяет в течении 2–3 лет фактически полностью восстановить экосистему региона. Железнодорожная ветка Обская-Бованенково, например, призвана стать своего рода элементом природного ландшафта.

В качестве наиболее показательного примера собеседник назвал строительство мостового перехода через реку Юрибей — основной преграды на пути к Бованенковскому нефтегазоконденсатному месторождению. Он подчеркнул: для того, чтобы не нарушать уникальной экологии региона, было принято решение строить четырехкилометровый железнодорожный мост не вдоль русла реки, а по кромкам ее разлива. По его словам, аналогов такого сооружения до сих пор в мире нет. Он также отметил, что работы, которые ведутся сегодня на Ямале, несомненно, являются новой высотой в мировой индустрии дорожного строительства и газодобычи. К ним приковано внимание очень многих стран со схожим климатом, передает ИА "Рускомпресс".