Новости
Две трети россиян относятся к работе как к источнику средств к существованию
Общество | В России

Две трети россиян (64%) относятся к работе прежде всего как к источнику средств к существованию, "трудоголики", для которых работа важна и интересна сама по себе, независимо от оплаты, составляют 12%, еще 13% делают акцент на том, что работа для них - не главное, есть вещи и поважнее, 3% относятся к работе как к неприятной обязанности и предпочли бы вовсе не работать. Такие данные были получены в результате опроса Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Чем выше доходы респондентов, тем менее склонны они рассматривать работу исключительно как источник доходов, тем более расположены воспринимать работу как интересное и важное дело.

Доля респондентов, которые предпочли бы иметь небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне, возросла с 54% в 1994г. до 60% в 1999г. (предположительно, под влиянием кризиса 1998г.), но затем начала снижаться, и в 2008г. достигла 44%. Напротив, возросла с 23% до 34% доля тех опрошенных, кто готов рисковать ради высоких доходов и хотел бы много работать и хорошо зарабатывать даже без гарантий на будущее. С 6% до 10% увеличилась доля тех, кто готов вести собственное дело на свой страх и риск.

С увеличением возраста опрошенных растет доля тех, кто ценит модель пусть невысокого, но твердого заработка (от 26% в группе опрошенных 18-24 лет до 53% среди респондентов 45 лет и старше). Модель "много работать и хорошо зарабатывать без особых гарантий на будущее" предпочитают опрошенные до 45 лет (40-45%), тогда как среди россиян предпенсионного возраста ее выбирают только 33%, а среди пенсионеров - лишь 14%. Для мужчин риск более характерен, чем для женщин: хотели бы иметь собственный бизнес 14% мужчин и 7% женщин, хорошо зарабатывать без гарантий на будущее 38% и 31% соответственно.

Чем выше покупательская способность россиян, тем более склонны они к риску. Доля тех, кто предпочел бы вести собственное дело, возрастает с 5% в самой бедной группе опрошенных (которым не хватает денег даже на продукты) до 19% в группе тех, кто без проблем может покупать вещи длительного пользования. Доля тех, кто выбирает большой заработок без гарантий на будущее, увеличивается соответственно с 22% до 37%. И наоборот, доля тех, для кого предпочтительнее небольшой, но твердый заработок, снижается с 54% в самой бедной группе до 37% в обеспеченной.

В опросе ВЦИОМ приняли участие 1,6 тыс. человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.