Сегодня в Ханты-Мансийске начал работу Международный конгресс "Гражданское образование: традиции и инновации в информационную эру".
"Базовые принципы гражданского воспитания представляются абсолютно очевидными, тривиальными, и крайне трудными в исполнении. Это касается не только России, но и всего Мира. Мы проходили через эти проблемы на разных этапах российской истории", - заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, открывая конгресс.
По его мнению, в формировании гражданского общества новые подходы имеют большее значение, нежели конкретные знания, и воспитание человека важнее его профессиональных умений. При этом очень опасно подменять понимание смысла, какими-то технологиям. Однако, как заметил министр, сегодня в обществе постепенно происходит замена технократических подходов знаниями, которые основаны на гуманитарных ценностях. При этом, указав, что имеется опасность манипулирования, навязывания обществу мнений и стереотипов.
Губернатор Югры Александр Филипенко, представляя перспективы развития образовательной отрасли в округе, обозначил: "Школа – это фабрика по передаче знаний. Она должна сформировать в молодом человеке желание и умение воспринимать и понимать окружающий мир. В последнее время учебный процесс становится более технологичным, что упрощает передачу информации, но на этом обучение заканчиваться не должно. Важно, чтобы молодой человек мог самостоятельно думать и развиваться, не ограничиваясь тем, о чём говорит педагог".
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе губернатора Югры, неотъемлемой составляющей гражданского образования, по мнению главы региона, является формирование толерантности, как понимания и принятия соседа независимо от его этнической принадлежности. В Югре проживают представители 124 национальностей, кроме этого Ханты-Мансийский округ – территория исторического проживания малочисленных народов Севера: "Здесь очень важно найти баланс интересов. Необходимо заботиться о наследии коренных народов, населяющих округ, плодотворно с ними сотрудничать, понимая их ценности и самобытность".
По словам Андрея Фурсенко, если рассматривать толерантность только, как терпимость, тогда это чревато социальной напряжённостью или "взрывом" на каком-то этапе отношений. "Поэтому необходимо переходить от терпимости к логике взаимной выгоды между сторонами, воспринимая это, как шаг к развитию и проявлению себя. Это относится к вопросам не только национального характера", - сказал министр.
Немаловажной темой в гражданском воспитании является ответственность участников образовательного процесса. "Государство и гражданское общество имеют взаимные обязательства. Не только государство несёт ответственность перед социумом, но и общество имеет не меньше обязательств", - отметил Андрей Фурсенко, напомнив, что уровень качества образовательных услуг во многом зависит от того, как стороны выполняют свои обязательства.
Сегодня в России реализуется комплекс мер для того, чтобы образование стало открытым для общества, и в воспитании подрастающего поколения участвовали государство, школа и семья. Равнозначное разделение ответственности между сторонами позволит решить многие проблемы при формировании сознания молодёжи в целом, и личности, в частности. "В итоге образовательно-воспитательного процесса мы должны получать человека, который точно знает своё место в жизни и понимает приоритетные ценности", - резюмировал Александр Филипенко.
В ходе конгресса представители образовательной отрасли более 10 зарубежных стран, 20 российских регионов обсуждают мировые тенденции развития гражданского образования. Большинство специалистов сходятся во мнении, что гражданское образование необходимо для подготовки человека к жизни в демократическом обществе. Именно поэтому оно должно соответствовать быстроменяющимся условиям действительности в глобальном мире. Обменяться опытом в поиске путей формирования гражданского сознания участники Когресса смогут в ходе дискуссий, тематических секций и мастер-классов, которые пройдут 29-30 апреля в Ханты-Мансийске.