Президент Молдавии Владимир Воронин и лидер Приднестровья Игорь Смирнов вчера впервые за семь лет пообщались друг с другом по телефону и условились встретиться, чтобы обсудить возможности примирения двух берегов Днестра. Встреча, которая состоится в ближайшее время, подготовлена усилиями Москвы и будет означать, что урегулирование приднестровского конфликта вступает в финальную стадию. На примере Молдавии Россия собирается преподать Западу урок правильного разрешения территориальных конфликтов, пишет "КоммерсантЪ".
Сенсационное сообщение о состоявшемся вчера телефонном разговоре двух непримиримых противников первым обнародовал официальный Кишинев. "Президент Республики Молдова Владимир Воронин и руководитель Приднестровья Игорь Смирнов в ходе телефонного разговора в понедельник договорились о проведении личной встречи для обсуждения вопросов развития и укрепления мер доверия между Кишиневом и Тирасполем",— лаконично известила пресс-служба господина Воронина, не уточняя, когда и где пройдет историческая встреча.
Власти непризнанной Приднестровской молдавской республики (ПМР) проявили большую открытость. На сайте приднестровского лидера появился пресс-релиз, в котором пояснялось, что разговор состоялся по инициативе Кишинева и что в ходе беседы господа Смирнов и Воронин обменялись мнениями по ситуации в молдавско-приднестровском урегулировании. Кроме того, пресс-служба тираспольского лидера сообщила, что на переговорах с глазу на глаз стороны обсудят "проект всеобъемлющего договора о дружбе и сотрудничестве между Молдавией и Приднестровьем, а также инициативы молдавской стороны по вопросам развития и укрепления мер доверия". О дате и месте грядущей встречи в пресс-релизе также не было сказано ни слова.
Источники в молдавском правительстве вчера дали понять, что откладывать встречу никто не намерен. "Сейчас сложились идеальные условия для компромиссного решения проблемы. И встреча лидеров может послужить толчком к этому. Точную дату называть пока рано, могу лишь сказать, что она состоится в самое ближайшее время",— заверил высокопоставленный собеседник в молдавском руководстве.
Между тем не только предстоящую встречу Владимира Воронина и Игоря Смирнова, но даже состоявшийся телефонный разговор между ними можно считать поворотным моментом в приднестровском урегулировании. В последний раз они общались друг с другом в 2001 году, когда лидер молдавских коммунистов господин Воронин (кстати, родившийся в Приднестровье) был впервые избран президентом Молдавии. Придя к власти под лозунгом восстановления территориальной целостности и вхождения в союз России и Белоруссии, приднестровец Воронин решил не откладывать урегулирование многолетней проблемы и сам приехал в Тирасполь на переговоры с бессменным приднестровским лидером. Но ничего хорошего из этого тогда не вышло. Спустя недолгое время после этой встречи господина Воронина без объяснения причин не впустили на территорию ПМР, объявив его там персоной нон грата. Отношения между руководителями лево- и правобережья Днестра безнадежно испортились, и все последующие семь лет общение между ними свелось к взаимным обвинениям через СМИ.
О намерении забыть былые обиды и провести новые переговоры с ненавистным приднестровским лидером Владимир Воронин впервые обмолвился в своем мартовском интервью "Ъ". "Если на карту будет поставлен вопрос объединения страны в соответствии с международными нормами, я сяду за один стол с кем угодно. Я проведу переговоры и подпишу соответствующие документы. Но это должно быть окончательное решение. Я не могу опять начинать ту волынку, которая тянулась до сих пор",— заявил тогда господин Воронин. Судя по всему, такой момент наконец настал.
Примирительные инициативы молдавских властей сразу же нашли живой отклик в Москве. "Россия рассчитывает, что встреча лидеров Молдавии и Приднестровья будет способствовать выходу из тупика в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию",— заявил вчера посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Нестерушкин. Оптимизм демонстрировали и в администрации президента. "Все это очень хорошо. Теперь нужно дождаться конкретных договоренностей",— сказал источник на Старой площади.
Будущая встреча господ Воронина и Смирнова станет итогом многомесячной работы российских властей на молдавском направлении. В последние месяцы заместитель секретаря Совбеза РФ Юрий Зубаков активно занимался челночной дипломатией, пытаясь сблизить позиции Кишинева и Тирасполя. И если молдавские власти в этом смысле демонстрировали покладистость, то Игорь Смирнов своим упрямством доставил Москве немало хлопот. В последний раз он отличился 13 марта, безапелляционно заявив, что о переговорах с Молдавией, а тем более о воссоединении с ней не может быть и речи и что Тирасполь будет решительно добиваться признания независимости ПМР. На это российские власти ясно дали понять, что Приднестровье не может рассчитывать не только на признание, но даже на особое к себе отношение, как, например, Абхазия и Южная Осетия. На мартовских слушаниях в Госдуме были одобрены рекомендации правительству России, в которых в отношении ПМР была зафиксирована особая позиция, согласно которой "возможности приднестровско-молдавского диалога не считаются исчерпанными". А уже 17 марта господина Смирнова принял глава МИД РФ Сергей Лавров. После этой встречи приднестровский лидер неожиданно опроверг свои же недавние заявления, выразив готовность "пойти на восстановление прямых контактов с Владимиром Ворониным".
Таким образом, Москва считает приднестровский конфликт отдельным случаем и, судя по всему, намерена на примере Приднестровья показать Западу, что конфликты вполне можно решать отличными от Косово способами — в рамках сохранения территориальной целостности государств. Прогресс на приднестровском направлении, видимо, должен оказать психологическое воздействие и на грузинского президента Михаила Саакашвили, у которого никак не складываются отношения с Россией. Тогда как у Владимира Воронина, который помирился с Владимиром Путиным, поклялся, что Молдавия никогда не вступит в НАТО, и даже заявил о намерении выйти из ГУАМ, дела пошли в гору: молдавское вино вернулось на российский рынок, а приднестровское урегулирование сдвинулось с мертвой точки.
Благоприятные условия для урегулирования приднестровского конфликта сложились не только благодаря внешнеполитической конъюнктуре и желанию Москвы реализовать сценарий "Анти-Косово". Внутриполитическая обстановка в Кишиневе и Тирасполе сейчас как никогда располагает к скорейшему решению проблемы. Дело в том, что на 2009 год в Молдавии запланированы парламентские выборы, и Партия коммунистов Владимира Воронина имеет все шансы их проиграть, как уже проиграла на местных выборах в стратегических регионах — Гагаузии и Кишиневе. Предстоящая избирательная кампания важна и в том смысле, что президент Воронин больше не сможет претендовать на пост президента (весной 2009 года истекает его второй срок), но при этом он хотел бы обеспечить преемственность власти. На выборах 2005 года, проходивших в Молдавии в условиях жесткого противостояния с Москвой, коммунисты победили под знаменами евроинтеграции, однако на сегодняшний день дела на этом направлении обстоят не слишком хорошо. К тому же в прошлом году Кишинев умудрился насмерть разругаться со своим ближайшим соседом — недавно вступившей в ЕС Румынией. В Брюсселе этого не одобряют и требуют от Молдавии сделать шаг к примирению. В этих условиях, провал на европейском направлении вполне могла бы компенсировать реализация другого успешного проекта, каким вполне может стать возвращение ПМР в состав Молдавии.
Решение 18-летнего конфликта, как ни странно, на руку и приднестровскому лидеру Игорю Смирнову. После парламентских выборов в России он лишился мощного лобби в Госдуме РФ (яркими представителями проприднестровских депутатов были вице-спикер Сергей Бабурин и Виктор Алкснис). Кроме того, в последнее время Москва не раз выказывала недовольство тем, как господин Смирнов ведет хозяйственную деятельность в своей республике, а именно распоряжается российским газом, долг за который уже перевалил за $1,5 млрд. Более того, при активной поддержке России в Приднестровье появилась альтернатива Игорю Смирнову в лице амбициозного спикера верховного совета Евгения Шевчука, который не скрывает претензий на главную должность в непризнанной республике. В этих условиях примирение с Молдавией могло бы стать спасательным кругом для первого и пока единственного президента ПМР, который смог бы достойно завершить свою карьеру, выступив в роли миротворца.