Новости
Углеводород - элемент не химический, а политический
Политика | В России

В среду Владимир Путин одним нажатием кнопки отправил в танкер 42 тысячи тонн дизельного топлива. И сильно напряг тех, кто хотел бы поживиться за счет транзита.

Первая очередь проекта "Север" - это нефтепровод Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск и открытый в среду в Приморске терминал по перевалке нефтепродуктов. Сейчас пропускная мощность комплекса - 8,4 млн тонн нефтепродуктов в год. Когда будет построена вторая очередь, объем сможет вырасти до 20 млн тонн.

- Это означает, что углеводороды, которые сейчас перебрасываются через Прибалтику, пойдут через российские порты, - сказал Путин. - Очень рассчитываю на то, что в ближайшее время это и будет сделано.

Другим "экономическим ударом" по странам Балтии должен стать порт Усть-Луга. И именно туда Путин отправился из Приморска, чтобы обрисовать перспективы развития трубопроводной и портовой инфраструктуры Северо-Запада. А Северо-Запад - прямой путь поставки энергоресурсов в Европу, минуя транзитные страны.

- Наша страна должна адекватно реагировать на ситуации, когда партнеры предъявляют повышенные требования, особенно к тарифам на прокачку углеводородов, или несанкционированно забирают углеводороды, - дипломатично намекнул Путин.

Географически порт Усть-Луга расположен чрезвычайно выгодно. Во-первых, фактически на границе России и Евросоюза. Во-вторых, большие глубины акватории порта (16 м) в сочетании с коротким проходным каналом (3,7 км) делают Усть-Лугу единственным российским портом на Балтике, способным принимать суда дедвейтом до 75 тысяч тонн. Но преимущества Усть-Луги пока используются далеко не полностью.

Путин объявил: именно Усть-Луга станет конечной точкой будущего маршрута Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2). Кроме того, в среду был одобрен генеральный план развития порта до 2015 года. Премьер объяснил: на развитие порта и прилегающих территорий требуется около 650 млрд рублей, причем эти деньги должны пойти не только на дороги и собственно портовую инфраструктуру, но и на социальную составляющую развития порта, включая современные коттеджные поселки.

Вторая проблема - сами нефтяники. При нынешних мировых ценах компании, естественно, не могут быть в убытке, но тем не менее жалуются - государство забирает до 80% доходов, денег на разведку, развитие и модернизацию не хватает, добыча падает. А это - уже серьезная проблема для будущего наполнения госбюджета. В Усть-Луге Путин нефтяников поддержал и выступил за снижение ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Соответствующий законопроект, сообщил премьер, уже подготовлен, "нужно как можно быстрее вносить его в парламент".

И это - не единственное приятное послабление, которое ждет нефтяников. Премьер выступил за введение "налоговых каникул" для компаний, которые ведут разведку и разработку новых месторождений. "Семь лет - это нормальный срок для таких каникул", - считает Путин. Эта льгота, уточнил он, может быть распространена на месторождения Тимано-Печорского бассейна, полуострова Ямал, континентального шельфа. 

 Источник: "Известия"