Новости
Оспоренная норма по делу Асламазян не соответствует конституции
Политика | В России

Конституционный суд РФ признал неконституционным положение ч.1 ст.188 УК РФ, согласно которому при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду (перемещение через таможенную границу РФ незадекларированной валюты в размере, превышающем в эквиваленте 250 тысяч рублей), незаконно ввезенной валютой считается не та ее часть, на которую были превышены разрешенные к ввозу 250 тысяч рублей, а вся сумма ввезенной валюты, передает РИА Новости.

Слушания по статье УК о контрабанде проводились по жалобе руководителя фонда "Образованные медиа" (правопреемник "Интерньюс") Мананы Асламазян, обвиняемой в контрабанде валюты. В отношении Асламазян было возбуждено уголовное дело на том основании, что она ввезла в Россию без декларирования 9 тысяч 550 евро и 5 тысяч 130 рублей, то есть превышающую к ввозу без декларирования сумму.

Дознаватель счел, что в действиях Асламазян содержится состав преступления: контрабанда - перемещение валюты через таможенную границу РФ в крупном размере, причем крупный размер дознаватель исчислял со всей суммы ввозимой валюты.

Конституционный суд признал оспоренную норму не соответствующей Конституции РФ и нарушающей принципы равенства и справедливости.

Постановление Конституционного суда указывает на то, что уголовная ответственность может считаться законно установленной и отвечающей требованиям Конституции РФ лишь при условии, что она адекватна общественной опасности преступления.

Конституционный суд пришел к выводу, что содержание оспоренной нормы таково, что даже при малозначительном превышении допустимой суммы недекларируемой валюты это административное деяние образует одновременно состав контрабанды.

Кроме того, законодатель не учел специфику валюты как товара, говорится в постановлении КС. Например, в условиях "плавающего" курса валют гражданин не может с достаточной четкостью предвидеть последствия своего поведения, связанного с недекларируемым ввозом валюты.

Вводя уголовную ответственность за контрабанду валюты, федеральный законодатель обязан был сформулировать норму таким образом, чтобы при признании размера недекларированной валюты как крупного из всей ввозимой суммы была исключена та ее часть, которая законом разрешена к ввозу без декларирования.

После оглашения постановления Конституционного суда нормативное положение ч.1 ст.188 УК РФ утрачивает силу, не подлежит применению, а основанные на нем решения суда иных органов подлежат пересмотру.

Конституционный суд указал в своем постановлении, что сам факт ввоза валюты не рассматривается в действующем законодательстве как посягательство на интересы РФ в сфере экономики.

Противоправный характер приобретает недекларированный ввоз лишь суммы сверх разрешенной законом. За подобное правонарушение законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за это административный штраф от 1 до 2,5 тысячи рублей.

Уголовная ответственность установлена для случаев недекларированного ввоза валюты в крупном размере, каковым, как говорится в постановлении КС, может считаться лишь существенно превышающий сумму, разрешенную к недекларированному ввозу.

По смыслу оспоренной нормы даже несущественное превышение суммы, разрешенной для ввоза в Россию без письменного декларирования (как это имело место в деле Асламазян), может повлечь уголовную ответственность.

КС признал, что это свидетельствует о дефектности оспоренной нормы и отсутствии в ней определенности, что позволяет произвольно ее толковать и несоразмерно ограничивать конституционные права граждан.