Новости
90% юридических вузов России могут закрыться
Общество | В России

Большинство юридических вузов и факультетов могут закрыться после общественной аттестации, которую проведет Ассоциация юристов России (АЮР) совместно с Министерством образования и науки. Об этом в четверг сообщил в интервью "Газете" сопредседатель АЮР, руководитель рабочей группы по общественной аттестации вузов академик Олег Кутафин. Он считает, что из примерно 1,5 тысяч вузов, в которых есть юридические факультеты, нужно оставить всего 60-70 для подготовки высококвалифицированных юристов. А из коммерческих вузов оставить самые сильные для тех граждан, кто хочет получить юридическое образование в качестве второго высшего или просто для общего развития, то есть для тех, кто не собирается идти работать по этой специальности. Если Кутафину удастся реализовать эти планы, под сокращение пойдут около 90% юридических вузов по всей стране.

Избыток правоведов на российском рынке труда стал заметен еще несколько лет назад. Но нарекания властей к качеству подготовки кадров в этой сфере резко усилились после того, как кандидат в президенты Дмитрий Медведев обратил внимание на эту проблему, выступая в конце января на съезде Ассоциации юристов России (АЮР). Тогда же глава ассоциации, председатель Счетной палаты Сергей Степашин торжественно объявил набор в команду Медведева, которым намерены заняться руководители АЮР.

Впрочем, набор в команду был скорее использован как предвыборный лозунг, ориентированный на молодежь. В реальную команду нового президента, естественно, попадет лишь узкий круг хорошо и давно известных чиновников. Один из помощников Сергея Степашина пояснил для "Газеты", что молодые юристы, которых будут сейчас отбирать, действительно смогут оказаться на государственной службе, но лишь на низовом уровне. На средний попадут только отдельные, наиболее яркие представители. Более высокие должности им придется заслуживать долгими годами или даже десятилетиями. "Сейчас все высокие ступени уже прочно заняты, властная элита сложилась, поэтому карьерный лифт резко замедлил свою работу", - посетовал один из помощников Степашина в беседе с корреспондентом "Газеты".

Накануне своего съезда АЮР подписала с Министерством образования и науки соглашение о создании системы качественной оценки и аккредитации юридических вузов страны. С разрешения министерства именно эта ассоциация фактически и займется секвестром юридических вузов. Медведев одобрил проведение аттестации, выступая на съезде АЮР в конце января, где все члены ассоциации единогласно поддержали его выдвижение в президенты.

В разговорах о зачистке юридического поля страны явно проскальзывали нотки ностальгии по советским временам, на которые пришлась молодость руководства АЮР. "В Советском Союзе юридическое образование давали 250 учебных заведений и факультетов, сейчас же их насчитывается 1,5 тысячи. К сожалению, качество многих из них оставляет желать лучшего", - сказал Степашин на съезде.

В феврале Степашин пообещал повысить жесткость переаттестации, пригласив к участию в ней и Генеральную прокуратуру. На следующей неделе Минобрнауки совместно с Генпрокуратурой проведет коллегию по проблемам юридического образования. На коллегии представители обоих ведомств решат, по каким критериям отбирать вузы и как улучшить качество подготовки юристов.

Министерство образования и науки уже давно пытается регулировать число выпускников государственных вузов. Каждый год ведомство выпускает приказ, которым распределяет количество бюджетных мест по разным специальностям с учетом прогноза о потребностях рынка труда и экономики на пять лет вперед. В Минобрнауки затруднились назвать точное число студентов-юристов, обучающихся сейчас в России, однако известно, что в этом году, к примеру, Минобрнауки сократило число бюджетников на гуманитарных специальностях, к которым относятся и юристы, до 54,7 тысячи, в то время как еще в 2004 году их было более 67 тысяч. Однако сокращение казенных мест на гуманитарных факультетах проходит не так заметно из-за демографического спада. По оценкам Кутафина, даже этого секвестра недостаточно. Он уверен, что всего 60-70 вузов по всей стране смогут полностью обеспечить рынок труда квалифицированными юристами, если выпускники останутся в профессии. Однако нельзя не учитывать интересы абитуриентов, которые хотят иметь высшее юридическое образование, не работая по специальности. Предоставлять образовательные услуги этой категории должны по плану Кутафина коммерческие вузы.

По словам Кутафина, вузы будут в первую очередь оцениваться по формальным критериям. Если в институте нет достаточного количества учебных помещений, нет библиотеки, мало штатных преподавателей, учебный план не выполняется, то ему не пройти аттестацию АЮР.

Под удар в первую очередь попадут юрфаки в маленьких частных вузах, которые стали хорошим подспорьем для заработка руководителям этих заведений. Зачастую в таких местах даже нет штатных преподавателей. Чтобы получить лицензию для открытия юрфака, они берут список профессоров из государственного вуза и выдают их за своих. Учебные планы нещадно урезаются. Из положенных 600 часов гражданского права администраторы вузов нередко оставляют 60, чтобы меньше платить преподавателям, а остальные деньги, полученные от студентов, присваивают.

Немного шансов на выживание обещает Кутафин и юридическим факультетам в технических вузах. В большинстве случаев они полностью платные и также используются в качестве дополнительного источника дохода. "Юридические факультеты стали местом, где люди платят деньги за то, чтобы получить диплом или освободиться от армии. С этим нужно разобраться раз и навсегда, - заявил Кутафин корреспонденту "Газеты". - Например, в МГТУ имени Баумана пусть готовят инженеров, которых нам так не хватает, зачем им выпускать юристов?"

Главный вопрос, который пока не решен в АЮР: куда денутся студенты тех вузов, которые придется лишить лицензий? Кутафин предлагает лучших из них распределять в государственные вузы. Однако госинституты не способны принять столько студентов. Да и ученики коммерческих вузов в большинстве своем не смогут освоить программы университетов, поэтому очевидно, что молодым правоведам предстоит жесткий отсев. Пока Кутафин не может назвать сроков завершения секвестра, но, очевидно, он составит не менее нескольких лет.

Источник:  "Газета" №51 от 21.03.2008г.