"Лукойл", "Газпром" и ТНК-BP подписали накануне соглашения с венесуэльской PDVSA о нефтегазовом сотрудничестве. Каждая из российских компаний нацелилась на свой блок в долине реки Ориноко (пояс тяжелой нефти), причем выбранный еще до подписания вчерашних соглашений. "Лукойл", у которого самая широкая из российской нефтянки география бизнеса, фактически продлил предыдущий трехлетний договор по блоку Хунин-3. Он подписал его с PDVSA в октябре 2005 года и вместе с венесуэльской компанией оценивал и сертифицировал запасы. Суть нового соглашения (действует два года с возможностью продления) - совместное исследование блока и подготовка плана его освоения. Затраты на исследование финансируются поровну. Следующим этапом должно стать создание СП.
ТНК-BP подписала соглашение о совместном исследовании по блоку Аякучо-2. В октябре 2007 года по нему уже был подписан рамочный меморандум, теперь - более конкретное соглашение, говорит представитель ТНК-BP. Но когда могут начаться исследования, во сколько это обойдется компании, он не указывает.
Соглашение "Газпрома" - по блоку Аякучо-3. Меморандум о сертификации запасов этого участка он также подписал с PDVSA еще в 2005 году (тогда же концерн выиграл еще две нефтяные лицензии). Венесуэльская компания оценивает запасы Аякучо-3 в 5 млрд т нефти, указывает "Газпром". До конца года партнеры должны завершить оценку и подсчет запасов плюс приступить к подготовке ТЭО разработки месторождения, пишут "Ведомости".
Насколько венесуэльские проекты будут успешными для российских компаний, эксперты оценить не берутся. Страна однозначна богата ресурсами, но в отличие от Нигерии, например, крупные проекты не могут быть здесь абсолютно коммерческими, отмечает аналитик "Тройки диалог" Валерий Нестеров. Венесуэла важна России и как политический союзник и эта составляющая всегда будет учитываться при выборе проектов, объясняет он.
До сих пор в Венесуэле были не слишком выгодные условия работы и для наших компаний это достаточно рисковая страна, добавляет аналитик Unicredit Aton Павел Сорокин. Не ясно, что будет с контрактами, если не будет режима Чавеса, добавляет он.