Новости
Путин ограничил срок согласования документов
Политика | В России

Премьер-министр РФ Владимир Путин накануне Нового года внес изменения в "Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Постановлением №1048 с 1 января 2009 года меняется порядок согласования правовых актов в Белом доме - министерствам на согласование отводится лишь 30 дней, вице-премьерам дается право окончательного согласования. Ранее на это имело право лишь правительство РФ или его рабочий орган на заседании, пишет газета "Коммерсант".

Издание отмечает, что действующий порядок согласования правовых актов, с одной стороны является главным тормозом в работе правительства, с другой - главным инструментом конкуренции министерств и ведомств Белого дома друг с другом. Каждый документ, разрабатываемый министерством, нуждается в согласовании ведомств, деятельность или сферу компетенции которых он затрагивает. В обычном случае на согласование в отсутствие разногласий выделяется 30 дней. Но раньше согласование могло тянуться годами, теперь же в отсутствие мотивированного согласования ведомством документа или возражений документ "считается согласованным" по умолчанию через 30 дней.

Кроме этого, Минфину и возглавляющему его вице-премьеру Алексею Кудрину дано исключительное право и обязанность согласовывать в 30 дней документы, влияющие на расходы и доходы бюджета.

Для снятия возражений предусмотрены согласительные совещания. Но с 1 января глава министерства-разработчика документа может на свой страх и риск утвердить его (в пределах своей компетенции) и направить на согласование в Минюст, а замечания министерства-оппонента, "выходящие за пределы его компетенции", игнорировать, пишет газета.

Несогласованный документ теперь может быть направлен и профильному вице-премьеру: все заместители Владимира Путина получили право принять "окончательное решение" по спорному документу, а также право дать поручение о приостановке регистрации документа в Минюсте. Это дает вице-премьерам неограниченные возможности вмешиваться в текущую деятельность министерств.

Газета отмечает, что новый порядок не содержит правила согласования разногласий вице-премьеров. По умолчанию считается, что их полномочия не пересекаются.

Процедура согласования документов часто убивает процедуру принятия документа в зародыше, объяснил газете "Ведомости" смысл изменений чиновник аппарата правительства: можно считать правилом бюрократа - он берется за согласование бумаги в последний день обозначенного срока. Документы могут жить несогласованными месяцы, а то и годы. Одна небольшая бумажка способна остановить запущенную реформу.

Например, по словам источника издания, Минсельхоз уже полгода не может согласовать методологию кадастровой оценки сельхозземель - ее должно утвердить приказом Минэкономразвития. И хотя концептуально переход на этот метод одобрен правительством, в силу он не вступает.

Эксперты считают, что вслед за этими изменениями могут быть разработаны меры персональной ответственности министров. Однако, по их мнению, вряд ли министры захотят брать на себя ответственность за несогласованные решения - скорее согласованные бумаги будут направляться курирующим вице-премьерам, чтобы коллизии решались на соответствующей комиссии и ответственность брал на себя вице-премьер.