Новости
Искоренять коррупцию на Среднем Урале решили не по понятиям
Политика | Свердловская область

Свердловские законодатели вышли на финишную прямую в принятии специального закона, направленного на борьбу с нечистыми на руку чиновниками. Сегодня состоялось заседание рабочей группы, которая готовила законопроект ко второму чтению (в первом чтении он был принят в ноябре 2008 года). Скорее всего, в таком виде он и будет принят на очередном заседании думцами, передает корреспондент Накануне.RU.

Отметим, что борьба с коррупцией является одним из важнейших направлений президентской политики. 25 декабря 2008 года Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О противодействии коррупции", а уральский полпред Николай Винниченко на первой же своей пресс-конференции заявлял о скорых чистках чиновников-коррупционеров в округе.

В Свердловской области долго не принимали закон – областные власти ждали утверждения федерального документа. Теперь пришлось согласовывать сделанные наработки, но члены рабочей группы так увлеклись "вырезанием" статей и положений закона, дублирующих или противоречащих федеральным, что в итоге прокуратура едва не лишилась возможности проводить антикоррупционную экспертизу нормативных актов.

Участники начали с определения понятий, и из закона "О противодействии коррупции в Свердловской области" были исключены такие понятия, как собственно "коррупция", "противодействие коррупции", "коррупциогенность", "коррупционное правонарушение" и другие. Затем были вырезаны статьи, посвященные принципам противодействия, задачам. Представитель областной прокуратуры, присутствовавшая на заседании, старший помощник прокурора Наталья Федоровская лишь сетовала: "Так мы одно название от закона оставим". Но представители Института регионального законодательства аргументировали: "Либо эти определения в федеральном законе уже есть, либо они приходит с теми в противоречие, а субъект не вправе устанавливать какие-либо стандарты".

Однако эти вопросы были скорее формальными, но дело дошло и до исключения принципиальных вещей. В итоге областной закон мог оставить прокуратуру без возможности проводить антикоррупционную экспертизу нормативных актов. Речь зашла об коррупционных факторах. На основе их ведется разработка методик, позволяющих вести такую экспертизу.

Предлагалось вынести факторы в подзаконный акт, где и были бы методики, но Наталья Федоровская заявила, что пока не будет факторов, не будет ни методик, ни экспертизы, следовательно, работать принятый закон не сможет, а федерация может устанавливать свои стандарты по несколько лет. В результате с доводами прокуратуры пришлось согласиться.

Существенным отличием нового варианта законопроекта от документа, принятого в первом чтении, стало наделение определенными функциями в реализации закона губернатора, правительства области, Заксобрания, а также общественности. Так, уполномоченным органом, который будет отвечать за реализацию, будет уже созданный Совет по противодействию коррупции при губернаторе, Заксобрание будет контролировать исполнение закона. С принятием закона об Общественной палате Свердловской области планируется проводить общественные экспертизы в рамках закона.

Кроме того, планируется и целенаправленно влиять на общественное мнение в борьбе с коррупцией. Речь идет не о простой пропаганде, информировании общественности о такой борьбе, а формировании "нетерпимости к коррупционному поведению" у населения.

Как рассказал Накануне.RU глава комитета облдумы по законодательству Анатолий Гайда, проект закона будет вынесен на заседание профильного комитета 19 января, рассмотрение во втором чтении пройдет 27 января. Вместе с тем, отметил он, депутаты пока не готовы принять законопроект сразу в третьем, окончательном чтении. "Что касается согласования с федеральным законом, здесь проблем нет никаких, потому что ни прокуратура, ни депутаты не допустят противоречий. Смысл заключается в том, чтобы отразить особенность антикоррупционной деятельности в Свердловской области", – сказал он.

Справка: Федеральный закон "О противодействии коррупции" определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дачу или получение взятки, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Изменения законодательства, которые вступили в силу с нового года, затронули Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, закон "О прокуратуре РФ", а также многие другие законодательные акты. Государственные и муниципальные служащие будут декларировать свои доходы, имущество, принадлежащее на праве собственности им самим и членам их семей, а также обязательства финансового характера.

Сергей Хурбатов