Новости
В Госдуму внесен законопроект о техосмотре автомобилей без ГИБДД
Политика | В России

В Госдуму внесен законопроект о техосмотре автомобилей, открывающий продавцам машин доступ к сотням тысяч новых клиентов. Российская ассоциация автодилеров добивалась изъятия права техосмотра у ГИБДД с 2004 года.

Проект закона "Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации", внесенный на этой неделе в Госдуму, предусматривает передачу функций по проведению техосмотра с 1 июля 2010 года единой системе центров, прошедших специальную аккредитацию, рассказал один из авторов документа - первый заместитель председателя думы Олег Морозов. (Также в числе соавторов законопроекта - депутаты Сергей Шишкарев, Николай Гончар и Александр Бурков.)

Форма собственности у центров может быть разной, поэтому техосмотр предлагается впредь называть не государственным, как сейчас, а "обязательным". Пройти аккредитацию смогут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, располагающие необходимой технической базой, включающей аттестованное измерительное оборудование, и квалифицированным персоналом с учетом типа и профиля техцентра. Так как законопроект запрещает одному органу совмещать функции проведения техосмотра и контроля за ним, существующие сейчас станции и пункты техосмотра при органах внутренних дел в течение полутора лет должны быть преобразованы в ГУПы.

Законопроект "пресекает не оправдавшую себя монополию органов ГАИ-ГИБДД на проведение обязательного техосмотра", отмечено в пояснительной записке к документу, "в нынешнем своем виде техосмотр ни в коей мере не способствует повышению безопасности дорожного движения... он превратился в серьезную проблему для автомобилистов... в условиях почти полной бесконтрольности должностных лиц, участвующих в организации и проведении".

По данным "Движения автомобилистов России", в 2006 года более 63% автовладельцев получили талончик техосмотра с помощью связей или взяток. С тех пор ситуация только ухудшилась, говорит председатель движения Виктор Похмелкин. По его данным, средняя стоимость техосмотра колеблется по России в пределах 120-160 руб. (в Москве - 520 руб.), а среднее "вознаграждение" за получение талончика без предоставления автомобиля на осмотр в Москве составляет $200.

Законопроект создает новый рынок, который оценивается в миллиарды рублей. Из зарегистрированных в России более чем 30 млн легковых автомобилей только 26% моложе 5 лет, свидетельствуют данные компании "Автостат", а 51% автомобилей старше 10 лет.

Российская ассоциация автодилеров боролась за право официальных дилеров проводить техосмотр с 2004 года. Такой закон нужен не только автомобилистам, но и дилерам, особенно учитывая кризис, объясняет Похмелкин. Закон заметно оживит рынок сервисных услуг, подтверждает владелец одной из дилерских компаний, лоббировавших принятие закона. Ведь при падении продаж основным источником дохода дилеров становится обслуживание автомобилей.

Новые правила должны существенно увеличить клиентскую базу официальных дилеров, к которым сейчас практически не обращаются владельцы автомобилей с истекшей гарантией (как правило, это машины старше трех лет или с пробегом более 100 тыс. км). А возможность пройти обязательный техосмотр на уже знакомом сервисе, где раньше обслуживался автомобиль, вернет дилерам старых клиентов и добавит новых, имеющих автомобили тех же марок, рассчитывают авторы законопроекта.

Возможность проходить обязательный осмотр в техцентре дилера повысит лояльность постоянных клиентов и привлечет новых, соглашается Игорь Пономарев, вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" и совладелец дилерской компании Genser. По его оценке, сам по себе техосмотр больших доходов дилерам не принесет. Но и никаких дополнительных инвестиций от дилеров не потребуется: все необходимое оборудование в их центрах уже есть и они могут начать проводить техосмотр хоть завтра, замечает Александр Гнездюк, заместитель гендиректора компании "Км/ч", дилера GM и Ford.

Председатель комитета по транспорту Госдумы Сергей Шишкарев добавляет, что речь идет не только о новых машинах, поэтому право проводить техосмотр получат и другие технические центры, не связанные с дилерами. По его словам, в идеале на базе дилерских центров должно осуществляться и гарантийное, и послегарантийное обслуживание. "Во главу угла мы ставили задачи повышения качества техосмотра, уменьшения коррупционной составляющей, бюрократических процедур и разрушения монополии ГИБДД", - отмечает депутат.

По мнению Виктора Похмелкина, стоимость техосмотра вырастет по сравнению с нынешней, но ее максимальный размер будет устанавливать, согласно законопроекту, правительство РФ.

Точный объем формирующегося рынка просчитать невозможно, полагает Шишкарев: ГИБДД не дает данные в полном объеме, но речь идет о миллиардах рублей ежегодно. По его словам, новые центры техосмотра будут открываться начиная с 2010 года - раньше ГИБДД подготовиться не успеет. ГИБДД сохранит влияние на центры, но, как говорит Шишкарев, "хотелось бы сделать эту связку формальной, чтобы не было никакой коммерции в их отношениях". Сейчас в комиссии первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждается административная реформа по передаче функций по организации движения и обеспечения безопасности движения от ГИБДД Минтрансу. Реформа предполагает, что и функция проведения техосмотра из-под контроля ГИБДД уйдет.

ГАИ-ГИБДД переход к новой процедуре техосмотра поддерживает, говорит представитель департамента по обеспечению безопасности дорожного движения (ДОБДД). Этот вопрос решен на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения 22 января, и сейчас ГАИ прорабатывает нормативную базу для реализации этой меры. При этом за милицией остаются такие функции, как написание технических регламентов техосмотров и надзор за предпринимателями, которые будут заниматься проведением техосмотра. Ответственность за качество техосмотра осуществляющие его центры будут нести в соответствии с российским законодательством, в частности, с законом "О защите прав потребителей", пишет газета "Ведомости"