Президент России Дмитрий Медведев в четверг провел встречу с главным редактором "Новой газеты" Дмитрием Муратовым и ее акционером экс-президентом СССР Михаилом Горбачевым. Они обсудили целый ряд актуальных проблем, но самой животрепещущей стал недавний дерзкий расстрел в центре Москвы адвоката Станислава Маркелова и юной журналистки, внештатной сотрудницы "Новой газеты" Анастасии Бабуровой.
Как известно, ни Медведев, ни премьер Владимир Путин как представители высшего руководства страны не сделали ни одного публичного высказывания по этому поводу. Тем более странно это выглядело, что свое осуждение выражали лидеры других стран, включая Виктора Ющенко. Теперь же, спустя полторы недели после убийства, президент нашел себе оправдание как юрист: оказывается, он посчитал недопустимым давать какие-либо властные установки следствию по этому делу.
Об этом радиостанции "Эхо Москвы" по итогам встречи сообщил сам Муратов. "Он (Медведев) прямо сказал: если бы я сразу охарактеризовал это убийство как политическое, это, безусловно, повлияло бы на следствие. Он категорически это не хотел", - сказал главред.
Тем не менее, заметил он, в ходе встречи в Кремле Дмитрий Медведев передал слова соболезнования семьям Маркелова и Бабуровой. Горбачев же, по словам Муратова, первым делом назвал "ошибкой то, что президент страны сразу же не выразил соболезнования и не охарактеризовал произошедшую трагедию". Он попытался поспорить с Медведевым, но тот пояснил, что соболезнование от лица президента могло бы восприниматься как "широкое заявление с содержанием оценок происшедшего".
С оправданием президента Муратов, как ни странно, согласился: "Дмитрий Анатольевич сказал, что сделал правильно, и я не могу не разделить этого: любое заявление политического лидера страны дало бы следствию своеобразное направление, задание, по которому оно должно идти".
"Он так же посчитал для себя невозможным своеобразный пиар на крови, за что достаточно иронично отозвался о своем украинском коллеге", - добавил Муратов.
По его словам, после встречи он убежден, что президент "очень внимательно будет следить за расследованием этого убийства".
Отвечая на вопрос журналиста "Эхо Москвы", Муратов пояснил, что приглашение на встречу получил из Кремля накануне, то есть в среду. Премьер-министр Путин в этот момент находится в Давосе, и у многих могли возникнуть подозрения о некоей таинственности свершившейся беседы.
"Понимаете, я на это могу сказать только одно. Господин Медведев, и затем пресс-секретарь президента сказали, что об этой встрече и ее подробностях, кроме тех, которые касаются непосредственно уголовного дела, я могу рассказывать сколько хочу и где хочу. Я здесь, честно говоря, не увидел момента подпольности, скрытия и партизанщины", - сказал он.
Главред "Новой газеты" также сообщил, что на встрече в Кремле помимо прочего в речь шла о состоянии и развитии общества в современной России, в частности о положении журналистики. Кроме того обсуждались особенности и перспективы уголовного дела об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, необходимость противостояния проявлениям фашизма в России. "Медведев также поддержал прозвучавшую ранее инициативу по созданию мемориала жертвам сталинского ГУЛАГа", - отметил он.
"Еще президент сказал, что особо любить "Новую газету" не надо, но уважать за то, что она критикует власть, - необходимо. Я пообещал, что мы продолжим доставлять это удовольствие", - приводит слова Муратова "Интерфакс".
По словам журналиста, говорили также о том, что "в стране фактически отсутствует институт милосердия, что в 2007 году не был помилован ни один человек. Что это должно касаться не только Бахминой, не только Ходорковского и Лебедева, но и их в том числе тоже". И хотя глава государства не сказал про названных людей ничего конкретного, он признал, что в России необходима работа по гуманизации, и заверил, что она будет проводиться.