Новости
Медведев начинает принимать замечания по ЕГЭ. Что предложат эксперты
Общество | В России

Накануне Президент РФ Дмитрий Медведев во время встречи с Министром образования Андреем Фурсенко сообщил о том, что образовал комиссию для изучения возможностей совершенствования системы единого государственного экзамена. По словам Президента, ЕГЭ, как и всякая система, не свободен от недостатков, и комиссия определит, что следует поменять и в каком объеме, сообщили Накануне.RU в пресс-службе Кремля.

Между тем, дискуссии о новых правилах приема в вузы продолжаются. Одним из наиболее неоднозначных стало предложение ректора ГУ ВШЭ Кузьминова отменить контрольные цифры приема в вузы граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Президент Российского Союза ректоров ректор МГУ им. М. В. Ломоносова академик Виктор Садовничий на пресс-конференции после заседания Правления РСР 28 сентября заявил, что, несмотря на стимулирующий характер этой меры, прибегать к ней сейчас не стоит, поскольку она накладывается на целый спектр сложных вопросов, от решения которых зависит будущее отечественного образования и науки.

В академическом сообществе существуют и другие, более резкие критические замечания по поводу предложения ректора ГУ-ВШЭ. Так, первый проректор Международной академии бизнеса и управления доктор социологических наук, профессор Екатерина Добренькова уверена, что отмена контрольных цифр приема в вузы обрушит всю систему российского образования.

Проблема в том, считает эксперт, что следующая за внедрением ЕГЭ отмена контрольных цифр означает полный уход государства из сферы образования. Окажется уничтоженной регулирующая роль государства в образовательной системе, в связи с чем в образование придет хаос.

Во-первых, отмена контрольных цифр не имеет смысла, поскольку сегодня прием в вузы привязан к цифрам предельного контингента студентов, которых вуз может обучать - он не может принять больше учащихся, чем это ему разрешено по лицензии.

Во-вторых, поскольку контрольные цифры приема всегда привязаны к финансированию из государственного бюджета, то каким образом будет определяться, сколько мест в вузах финансируется государством? Создание для решения этого вопроса специальных механизмов не только усложнит осуществление государственного финансирования, но также значительно увеличит поле для злоупотреблений.

В-третьих, отмена контрольных цифр приема приведет к тому, что многие вузы, не выдержат конкуренции. Аграрные, технические, педагогические вузы, если государство не даст им цифры приема, обеспеченные финансированием, просто закроются, поскольку в них никто не пойдет – не потому, что они плохи, а потому, что неконкурентны по причине демографического спада, экономической ситуации, "нестоличного" месторасположения, пр. Получится, что российская сфера образования со временем будет складываться только из элитных вузов – из государственных университетов, из таких элитных школ, как Высшая школа экономики, Финансовая академия, Академия народного хозяйства имени Плеханова. А множество региональных вузов, призванных реально готовить кадры для народного хозяйства, перестанут существовать. Ведь сложно предположить, что выпускник ГУ-ВШЭ поедет преподавать в сельскую школу или поднимать колхоз.

"Я бы на месте государства подумала о том, чтобы закрыть на время демографического спада платные отделения в государственных вузах", – говорит Екатерина Добренькова. "Это позволит корректно распределить интерес абитуриентов ко всем вузам. И позволит, с одной стороны, выжить вузам и избежать в массовых увольнений работников образования и связанных с этим социальных взрывов, с другой стороны, что еще более важно, сохранить образовательную инфраструктуру для послекризисного этапа развития. Ведь, если сейчас разрушить систему образования, то потом, когда кадровые запросы экономики вырастут, ее воссоздание потребует десятилетий", – полагает эксперт.

Поэтому вопрос отмены контрольных цифр приема в вузы есть не периферийный вопрос образования, а вопрос его выживания.