Daimler Trucks и КамАЗ станут на российском рынке равноправными партнерами. Создаваемое ими СП будет не только собирать в России грузовики Mercedes и Fuso (Daimler контролирует эту японскую марку), но и получит эксклюзивные права на сбыт импортируемой Daimler техники. И хотя по сравнению с докризисными временами российский рынок грузовиков фактически встал, даже конкуренты уверены, что без подобных шагов побороться за него в будущем будет трудно.
В декабре 2008 года Daimler, "Ростехнологии", "Тройка Диалог" и КамАЗ подписали соглашение о стратегическом партнерстве. В соответствии с документом Daimler приобрел 10% акций КамАЗа за $250 млн и получил приоритетное право на выкуп долей других акционеров. Впрочем, увеличение доли немецкого концерна в КамАЗе стороны не планируют.
Daimler Trucks и КамАЗ договорились создать СП "Мерседес-Бенц Тракс Восток", доли партнеров будут равными. Предполагается, что в рамках СП будет организовано местное производство грузовиков Mercedes-Benz.
Ни объемы инвестиций, ни сроки реализации проекта, а также мощности будущего предприятия стороны не называют. Также неизвестно, какие модели грузовиков они планируют собирать. "На настоящий момент все эти вопросы еще согласовываются и обсуждаются. Ответы озвучим на подписании окончательного соглашения в конце октября", - говорит директор департамента по информационной политике КамАЗа Олег Афанасьев. Под сборку немецких машин СП рассчитывает на введение режима промсборки. Но в Минэкономразвития не смогли сказать, обращались ли к ним с подобной заявкой.
Кроме этого, СП станет эксклюзивным импортером в Россию грузовиков Mercedes-Benz, а также автобусов Mercedes-Benz и Setra. Для этого на базе существующих дилерских и сервисных предприятий КамАЗа будет создана дополнительная сбытовая сеть. Напомним, что в прошлом году в России был продан 1,7 тыс. грузовик Mercedes-Benz, данные по этому году компания не приводит. Конкуренции между немецкими и отечественными машинами не будет, ведь в ценовом диапазоне они не пересекаются, это разные сегменты рынка, добавляет Олег Афанасьев.
Также ожидается создание еще одного СП – "Фузо КамАЗ Тракс РУС", в нем партнерами выступят КамАЗ и Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation (MFTBC, на 85% принадлежит Daimler AG). Переговоры о его создании также будут завершены до конца октября. Новое предприятие займется сбытом на российском рынке японских грузовых автомобилей марки Fuso. При этом в Набережных Челнах будет организовано производство моделей легких грузовиков Fuso Canter, первый из которых обещают выпустить еще до конца года.
Как отмечает Анна Шевченко из Daimler Trucks, соглашения взаимовыгодны. "И у Daimler, и у КамАЗа есть что-то эксклюзивное. У нас развиты технологии, у них большая доля рынка и многолетнее присутствие на нем", - поясняет она. Как отметил гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, партнерство дает возможность КамАЗу стать конкурентоспособным на мировом рынке.
Замдиректора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов уверен, что время для старта СП сейчас подходящее: "Это задел на посткризисный период, КамАЗ силен в сегменте бюджетных грузовиков и за счет сотрудничества с Daimler и Fuso сможет расширить предлагаемую дилерами линейку и захватить большую долю рынка".
Впрочем, пока рынок грузовых автомобилей далеко не лакомый кусок. За первое полугодие в Россию импортировано менее 9 тыс. новых и подержанных грузовых автомобилей, что почти в восемь раз меньше, чем годом ранее. Представитель Volvo Trucks в России Олег Васильченко считает, что восстановление рынка до докризисных уровней возможно через два-три года. Сама Volvo в начале года начала производство грузовиков в Калуге, однако, по неофициальным данным, выпущено пока не более 200 машин, пишет РБК daily.