Россия может потерять одно из крупных месторождений, которое должна была получить в рамках СП ОАО РЖД и Монголии. Улан-Батор намерен 6 октября подписать новое соглашение об освоении медно-золотого Оюу-Толгоя с канадской Ivanhoe Mines, которая представляет интересы КНР, пишет "Коммерсант".
В четверг государственное монгольское информагентство "Монцамэ" со ссылкой на председателя парламентского комитета по экономическим вопросам Баярсайхана сообщило, что власти страны намерены заключить соглашение об освоении медно-золотого месторождения Оюу-Толгой с канадской Ivanhoe Mines Ltd. По словам чиновника, подписание документа перенесено с 30 сентября на 6 октября, поскольку потребовалось дополнительное время на перевод текста на английский язык. Баярсайхан добавил, что монгольские власти могут обратиться к международным организациям, в том числе к Всемирному банку, с просьбой о помощи в привлечении 820 млн долларов, необходимых для сохранения в собственности Монголии 34% в проекте.
Подписание соглашения Монголии с Ivanhoe означает нарушение договоренностей страны с Россией. Оюу-Толгой, как и угольное месторождение Таван-Толгой, должны были быть переданы российско-монгольскому СП, о создании которого стороны договорились в мае в ходе визита в страну премьера Владимира Путина. От России в проекте участвует ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), от Монголии - государственные КОО "Эрдэнэс-МГЛ" и "Монголын томор зам".
Месторождение Оюу-Толгой расположено на юге Монголии. Доказанные и вероятные запасы на весну 2007 года оцениваются в 930 млн тонн руды с содержанием 0,5% меди и 0,36 г золота на тонну.
Но буквально через десять дней после визита Путина в Монголии состоялись выборы, по итогам которых в стране сменилась власть, и президентом стал лидер правой Демократической партии Цахиагийн Элбэгдорж. Президент ОАО РЖД Владимир Якунин постарался подтвердить прежние договоренности в июне, съездив в Монголию на празднование юбилея Улан-Баторской железной дороги (на паритетных началах принадлежит России и Монголии) - и тогда остался доволен итогами переговоров. Чтобы закрепить успех, ОАО РЖД решило вложить в железнодорожные проекты в Монголии 8,2 млрд рублей собственных средств, добавив их к резко сокращенной в результате кризиса инвестпрограмме 2009 года. Эти деньги, по словам Якунина, уже вложены.
Аналитик Deutsche Bank Ольга Окунева считает, что монгольские проекты - "это вопрос не экономики, а политики", подчеркивая, что месторождения были обещаны России прежними властями Монголии. Партнером Ivanhoe является Rio Tinto Ltd., которая в 2007 году приобрела 10% акций компании и имеет опцион на расширение своего пакета до 40%. Но, по словам эксперта Международного института азиатских исследований Лейдена Ирины Морозовой, Ivanhoe Mines Ltd представляет интересы китайского капитала, связанного с высшим руководством этой страны. Например, проект освоения Оюу-Толгоя, предлагаемый Ivanhoe, предусматривает строительство железной дороги исключительно в сторону Китая.
Насколько велики потери России от утраты Оюу-Толгоя, аналитик оценить не берется. "Без технико-экономического обоснования нельзя сказать, что теряет Россия, не получив это месторождение. К тому же сейчас у многих компаний не так много свободных средств, чтобы перераспределять их на другие проекты",- полагает Окунева. Борис Красноженов из "Ренессанс Капитала" уверен, что потеря доли в месторождении не отразится на инфраструктурных проектах ОАО РЖД в Монголии, потому что "дороги к месторождениям нужно будет строить в любом случае".