Слухи о девальвации подействовали не только на население: банки в третьем квартале увеличили иностранные активы на $23,5 млрд, а компании - на $15,5 млрд. Только за июль чистые иностранные активы банков выросли почти впятеро - на $16,9 млрд.
С июля ЦБ отменил введенное осенью ограничение размера валютной позиции банков (разница между валютными активами и пассивами). Банки, хранившие "излишки" валюты на корсчетах в ЦБ, незамедлительно воспользовались этим для перевода средств в более доходные инструменты. Объем средств на валютных корсчетах сократился с $20 млрд до $7 млрд, сообщал первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Статистика формально отразила это как рост активов, то есть отток капитала, говорит главный экономист "Траста" Евгений Надоршин. Егор Федоров из Банка Москвы связывает наращивание активов с высокой волатильностью валютного рынка: "Банки скупали валюту, готовясь ко второй волне девальвации". На слухах о ней бивалютная корзина в июле и августе приближалась к уровню 39 руб. (36,3 руб. - на 3 октября), а население наращивало валютные вклады: на 3,6% в июле и на 4,4% в августе.
Главная проблема банков сейчас - отсутствие спроса на валютные кредиты при долларизации розничных и корпоративных пассивов, полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. "Ненужная" валюта частично идет на выплату внешних долгов, говорят Орлова и Федоров: внешняя задолженность банков снижается третий квартал подряд.
Многие банки продолжают копить валюту для выплат кредиторам и делают это на зарубежных счетах, говорит финансовый директор Бинбанка Алексей Китаев. Во втором полугодии банки, по данным ЦБ, должны выплатить $27,8 млрд внешних займов.
На росте активов сказалась совокупность факторов: выплаты по внешним долгам, отмена ограничений, опасения девальвации, резюмирует Китаев. Правда, в сентябре банкам и их клиентам часть купленной валюты пришлось продать для налоговых платежей.
Скупали валюту и компании: за три месяца они нарастили валютные активы в 1,4 раза. Но их обязательства росли еще быстрее - в 1,9 раза. В отличие от банков у них противоположная проблема - нехватка финансовых ресурсов, а привлекать их выгоднее за рубежом, по крайней мере для крупных компаний с валютной выручкой, говорит Орлова. В июле "Газпром" разместил евробонды на $1,25 млрд и 850 млн евро, Evraz Group привлекла $900 млн, разместив GDR и конвертируемые в них облигации, "Лукойл" привлек синдицированный кредит на $1,2 млрд.
Позиции экспортеров подкреплены ростом цен на сырье: средняя цена российской нефти в третьем квартале выросла на 17,5% до $67,77 за баррель, горячекатаной стали - на 40%, алюминия и меди - на 20% и 24,4%. Экспорт растет в 1,5 раза быстрее импорта, торговое сальдо платежного баланса в третьем квартале выросло на 28,7%, а счет текущих операций - почти вдвое, пишет газета "Ведомости".