Новости
Сроки поставок самолета SSJ 100 сдвинуты на следующий год
Экономика | В России

Сроки поставок нового среднемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) сдвинуты на 2010 год. Официально новых сроков начала поставок самолетов первым заказчикам разработчик проекта не называет, ссылаясь на задержки с сертификацией двигателя. Источники в отрасли полагают, что сертификация двигателя состоится не раньше конца первого квартала, а сам самолет сможет пройти сертификационные испытания не раньше лета 2010 года.

Глава холдинга "Сухой" Михаил Погосян впервые официально признал, что первые коммерческие поставки SSJ 100 вновь задерживаются. "Не поставим", - передает "Интерфакс" его ответ на вопрос, получат ли первые заказчики машину до конца 2009 года, как планировалось ранее.

SSJ - самый масштабный проект российского авиапрома за всю его историю, на необходимость выполнения программы в срок указывал премьер Владимир Путин. На августовском авиасалоне МАКС президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров признавал, что первые поставки самолета могут быть перенесены на следующий год, но Михаил Погосян и гендиректор "Аэрофлота" (выступает стартовым заказчиком) Виталий Савельев до ноября продолжали утверждать, что поставки начнутся по графику.

Новых сроков поставки Погосян не назвал. В ОАК (в нее входит "Сухой") отказались комментировать сроки поставок SSJ, сославшись на то, что официальный источник информации о проекте - ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС, совместное предприятие холдинга "Сухой" и итальянской компании Alenia Aeronautica). В пресс-службе ГСС сроков также не называют.

"Это будет зависеть от сроков сертификации и поставок силовой установки", - сказала директор по связям с общественностью компании Ольга Каюкова. Разработкой и поставкой двигателя для SSJ, получившего название SaM-146, занимается компания PowerJet - совместное предприятие НПО "Сатурн" и французской Snecma. Представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (управляет НПО "Сатурн") отказался комментировать сроки сертификации SaM-146, отметив лишь, что предварительные испытания пройдены успешно. Недавно назначенный гендиректор "Сатурна" Илья Федоров в интервью агентству "Авиапорт" во вторник говорил, что сертификация "будет завершена в начале следующего года". Источник в ОАК отмечает, что наиболее вероятный срок сертификации SaM-146 - первый квартал 2010 года. "После этого самолет с установленным на него двигателем должен будет пройти еще одну фазу испытаний", - поясняет источник. "Поставок самолетов заказчикам не стоит ждать раньше лета 2010 года", - полагает он.

Сроки поставок SSJ сдвигаются уже второй раз. Первоначально "Аэрофлот", заключивший контракт на 30 самолетов, должен был получить первый SSJ в третьем квартале 2008 года, но в июле того года производитель уведомил заказчика о том, что поставки начнутся не ранее ноября 2009 года. Сейчас в "Аэрофлоте" пока нет новой даты начала поставок, сообщил представитель перевозчика, но источник, близкий к компании, говорит, что в качестве возможного срока сейчас обсуждается конец первого квартала 2010 года.

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев полагает, что заказчики SSJ не будут отменять контракты, хотя соглашения это и допускают. "Потребность авиакомпаний в этих самолетах за год не уменьшится, поскольку для российских перевозчиков зарубежные аналоги не станут доступнее", - полагает эксперт. По мнению источника на авиарынке, перевозчики не будут и требовать штрафных санкций: "Cделки по SSJ носили преимущественно нерыночный характер и были фактически навязаны перевозчикам государством, поэтому ждать рыночной реакции на нарушение условий контракта не стоит", полагает источник, пишет газета "Коммерсант".