Отечественные автомобили не доехали до Дальнего Востока. В надежде совладать с импортом поддержанных "японок" правительство в начале года организовало бесплатную перевозку отечественных машин на Дальний Восток. Однако эта услуга оказалась практически невостребованной: до конца года на Дальний Восток будет перевезено лишь около 1,7 тыс. автомобилей, что составляет 3% от запланированного объема.
К 1 сентября этого года в рамках программы льготной доставки на Дальний Восток перевезено 1,1 тыс. новых отечественных автомобилей, говорится в отчете правительства о мерах по поддержке экономики. Прогнозируется, что до конца года бесплатно будет перевезено 1,7 тыс. автомобилей.
Правительство приняло постановление об организации перевозок автомобилей отечественного производства на Дальний Восток в марте. Согласно этому решению плата за такую перевозку не взимается, а РЖД получают соответствующую субсидию. В общей сложности в бюджете на компенсации железнодорожникам было заложено 2 млрд руб., однако на 1 сентября было освоено лишь 34,8 млн руб., или 1,7%. Таким образом, перевозка одной машины обошлась в сумму около 31 636 руб., а значит, до конца года сумма субсидии может возрасти до 53,78 млн руб. (2,7% от максимальной).
Низкие цифры продаж новых отечественных авто на Дальнем Востоке были вполне ожидаемы. В 2008 году 97% местного рынка приходилось на подержанные автомобили, новых же автомобилей, отечественного и зарубежного производства, было продано всего 10,3 тыс. Зарезервированные 2 млрд руб. предполагали перевозку на Дальний Восток около 63,2 тыс. новых автомобилей.
Как отмечает гендиректор агентства "Автостат" Сергей Целиков, на рынке ДФО новые машины неконкурентоспособны, причем дело не только в том, что они проигрывают по цене подержанным "японкам", но и в целом по стоимости содержания автомобиля, сервисному обслуживанию, наличию запчастей. "С повышением импортных пошлин ситуация изменилась не так сильно, - отмечает он. - Импорт подержанных машин юрлицами упал в 20 раз, но физлицами - лишь в пять-шесть и в целом по итогам года составит около 25-30 тыс. автомобилей".
Но усилия правительства не оказались совсем уж бездейственными. Если в целом российский рынок новых автомобилей просел в два раза, то в ДФО он, по сути, растет, говорит Сергей Целиков, - за первые полгода продано 4,2 тыс. новых машин. Причем лидерами продаж стали привозимые на льготной основе модели "АвтоВАЗа" и "УАЗа", пишет РБК daily.