Сегодня в ходе визита премьера Владимира Путина во Францию будут подписаны соглашения по партнерству "АвтоВАЗа" и Renault и вхождению EdF в South Stream. Это соглашения о намерениях, подробности не разглашаются. Стало известно, что стороны обсуждают увеличение пакета Renault в "АвтоВАЗе" в обмен на долю в самом французском концерне. На рыночных условиях Россия может получить не более 1,5% акций Renault. Но добавить стоимости к сделке может обещание допустить Францию к энергоресурсам страны.
Сегодня в Париже должно пройти заседание российско-французской Комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества, в котором примет участие премьер Владимир Путин. В среду, накануне вылета в Париж, он обсудил по телефону с президентом Франции Никола Саркози "вопросы торгово-экономического взаимодействия, которые стоят в повестке дня", сообщила пресс-служба премьера. Речь в первую очередь шла об участии Renault в спасении "АвтоВАЗа". Источник, близкий к переговорам Renault и "АвтоВАЗа", говорит, что речь идет об обмене долями, при котором доля французского концерна увеличится с блокирующей до контрольной, а российская сторона получит пакет акций Renault. Источник в правительстве уточняет, что обсуждается вариант, при котором доля Renault в "АвтоВАЗе" хоть и вырастет, но все-таки будет меньше контрольной. Зато российская сторона готова существенно облегчить доступ французских компаний к энергоресурсам страны.
Вопрос о том, что Renault должен помочь находящемуся в тяжелой финансовой ситуации "АвтоВАЗу" деньгами, вложив их в акции завода, был поднят Владимиром Путиным еще в начале октября. Тогда, правда, речь шла лишь о сохранении блокирующей доли французского концерна в "АвтоВАЗе" путем выкупа акций его допэмиссии. Но представители Renault не поддерживали эту идею, настаивая на формате технологического сотрудничества. С тех пор тема увеличения доли концерна в "АвтоВАЗе" не раз поднималась неофициально, а в прошлую субботу глава "Ростехнологий" (владеет 25% "АвтоВАЗа" и фактически контролирует это предприятие) Сергей Чемезов говорил, что это может произойти в 2013-2014 годах. Однако о передаче России доли в Renault до сих пор речи не шло.
Renault владеет Dacia (99%), Renault Samsung Motors (80%), Nissan (44%), AB Volvo (20%). Акционеры — французское правительство (15,01%), Nissan (15%), сотрудники компании (3,34%), казначейские акции (3,08%), в свободном обращении 63,75%.
По официальной версии, соглашение о намерениях, которое стороны подпишут сегодня, будет посвящено только участию Renault в модернизации "АвтоВАЗа". Правда, посол России во Франции Александр Орлов вчера сказал, что речь идет о "повышенном участии". А замглавы аппарата правительства Юрий Ушаков, которого цитирует Reuters, уточнил, что документ будет посвящен "основным условиям реструктуризации "АвтоВАЗа"".
Источники не уточняют, кто именно может получить акции Renault - государство, "Ростехнологии" или сам "АвтоВАЗ". Однако стоимость компаний несопоставима. Капитализация Renault на парижской Euronext вчера составляла 8,99 млрд евро, капитализация АвтоВАЗа на РТС - $887 млн или 591 млн евро. То есть при рыночной оценке за блокпакет "АвтоВАЗа" Москва может получить примерно 1,5% акций Renault, отмечает Юлий Матевосов из ИК "Атон". Кирилл Чуйко из UBS согласен, что в случае договоренности российской стороне достанется не более чем символический пакет Renault: оба крупнейших акционера вряд ли будут готовы передать России значимую часть своих долей. Остаются казначейские акции (3,08%), в теории они могли бы стать предметом сделки, допускает аналитик, пишет "Коммерсант".