Новости
Банки Свердловской области из-за кризиса стали чаще нарушать права потребителей
Экономика | Свердловская область

В Свердловской области растет число нарушений прав потребителей со стороны банков. За 2009 год в областное управление Роспотребнадзора поступило 78 письменных и 99 устных обращений от потребителей на неправомерные действия кредитных организаций. Ведомство вынесло девять постановлений о привлечении банков к административной ответственности и 14 предписаний о прекращении нарушения прав потребителей. Однако таких мер не достаточно для разрешения складывающейся ситуации. Нужны изменения в российском законодательстве, а также более ответственное отношение кредитных организаций и потребителей.

Выросшее число нарушений специалисты управления связывают в первую очередь с кризисом и желанием банков стабилизировать собственную финансовую ситуацию. Кроме того, в последнее время специалисты управления фиксируют изменение структуры нарушений. Если раньше это, в основном, была почтовая рассылка кредитных карт, то сейчас - все гораздо сложнее, сообщили НаканунеRU в управлении Роспотребнадзора по Свердловской области.

Так, в октябре ведомство привлекло к административной ответственности один из банков за нарушение условий обслуживания банковских счетов. Их обладателям по умолчанию была подключена услуга "СМС-информирование", первые два месяца она оказывалась бесплатно, а потом со счета потребителя ежемесячно начали снимать деньги - порядка 90 рублей. А отказаться от услуги можно было, только придя в офис и написав соответствующее заявление. Административный орган счел, что такие действия нарушают права потребителей. В соответствии с законодательством дополнительная услуга подлежит оказанию только после ознакомления потребителя с условиями договора и выражения письменного согласия. Также были признаны ущемляющими права потребителей положения договора о праве банка в одностороннем порядке вносить изменения в договор и тарифы. Банку предписано прекратить нарушения прав потребителей, он возвращает клиентам необоснованно взысканные денежные средства.

По-прежнему взимание комиссий по кредиту не редко сопряжено с отсутствием в договоре полной суммы, подлежащей уплате. Некоторое время назад в органы Роспотребнадзора по Свердловской области обратилась жительница Нижнего Тагила с жалобой на один из банков. При досрочном погашении договора выяснилось, что клиент должен заплатить всю сумму начисленных процентов за прописанное в договоре время кредитования, хотя она вернула деньги раньше срока. Управление наложило на организацию штраф за включение в договор условия, ущемляющего права потребителя. Нередко также банки в противоречие с законодательством обуславливают предоставление кредита обязательным страхованием жизни и здоровья заемщика.

Татьяна Морозова