Новости
Лишь четверть российских бизнесменов оценивают состояние дел как "плохое"
Экономика | В России

Лишь четверть представителей малого и среднего бизнеса в России оценивают текущее положение дел как "плохое" и "очень плохое". Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе "ОПОРы России", таковы данные опроса этой организации, проведенного с консалтинговой компанией Бауман Инновейшн. Около половины компаний ожидают ухудшения состояния своего бизнеса в ближайший месяц.

Доля компаний, которые характеризуют свое состояние как хорошее (28%), аналогична доле тех, кто дает негативную оценку состоянию своего бизнеса. Остальные компании предпочли формулировку "ни хорошо, ни плохо".

Ситуация с предпринимательскими ожиданиями выглядит пессимистичнее. 48% компаний готовятся к ухудшению своих дел, четверть компаний предполагают, что кризис не повлияет на состояние их бизнеса в ближайший месяц, а улучшений ждут 27%.

В целом, влияние кризиса на внешнее окружение компаний оказалось неоднозначным: позитивные изменения отмечаются в доступности персонала и недвижимости, негативные – в доступности финансовых средств, спросе, задолженностях со стороны покупателей, ценах поставщиков и административном регулировании.

Также смягчилась кадровая проблема для предприятий. Так, 46% опрошенных компаний отмечают, что подобрать персонал становится проще. Более доступной становится недвижимость. Ситуация с подбором помещений для бизнеса с начала кризиса улучшилась для 40% респондентов. Тем не менее, почти половина опрошенных продолжает испытывать сложности с подбором персонала, а более трети компаний – с поиском помещений.

Более половины респондентов приоритетной антикризисной мерой считают сокращение издержек, не связанных с расходами на зарплату. Часть компаний планирует изменить ассортимент либо переориентировать бизнес (23% и 17% соответственно). Такие "непопулярные" меры, как сокращение зарплат, сокращение персонала или снижение объемов выпуска, планируют 13%, 12% и 8% соответственно. Лишь 12% компаний планируют пойти на снижение цен. 4% предпринимателей приоритетом считают продажу своего бизнеса. 

Александра Качалова