Новости
Россияне половину рабочего времени тратят на перекуры, чаепитие и болтовню
Экономика | В России

Более 50% рабочего времени персонал российских компаний расходует неэффективно, подсчитали эксперты группы компаний "Институт тренинга - АРБ про", которые в декабре 2008 года, проводя исследование "Управление персоналом в условиях кризиса" наблюдали, а затем опрашивали 2,7 тыс. служащих 12 российских компаний, работающих в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале и городах Северо-Западного и Центрального административных округов.

По данным исследования, офисный персонал российских компаний в среднем неэффективно использует 4 часа 25 минут рабочего времени. Из них примерно 80 минут рабочие тратят на перекур, 60 минут на чаепития, еще около часа уходит на неформальное общение с коллегами, еще 45 минут занимает период, когда до и после обеда снижается интенсивность работы служащих. Кроме того, в среднем по 15 минут приходится на опоздания и преждевременный уход с работы. Итого: полдня - простой.

Самооценка загруженности персонала показывает иные результаты: рабочие полагают, что они тратят эффективно 87% рабочего времени, специалисты - 93%, руководители среднего и высшего звена уверены, что эффективны на 95% и 97% соответственно.

В России недооценивают влияние напрасного использования рабочего времени на эффективность бизнеса как акционерами, так и большей частью персонала, уверен Сергей Макшанов, управляющий "Института тренинга - АРБ про". По оценке его компании, в прошлом году средняя выручка на одного сотрудника в Японии составляла $522 тыс., в ЕС - $509 тыс., в США - $443 тыс., тогда как в России - $247 тыс.

"Российские компании обладают большими резервами эффективности. Возможно, кризис и массовые увольнения персонала заставят сотрудников и их руководство внимательнее относиться к ежедневному трудовому распорядку, научат работать с большей эффективностью", - считает Макшанов.

"Подобного рода утверждения корректны только для тех компаний, где эффективность напрямую зависит от времени, проведенного на рабочем месте", - комментирует Анастасия Астанаева из компании AXES Management: инструментом оценки эффективности в этом случае становится "фотография рабочего дня" (поминутное описание деятельности). Но в чистом виде такой подход уместен только для оценки эффективности сотрудника, работающего на конвейере. Для любой компании, где цель - выполнение определенных задач или проектов (большинство непроизводственных компаний), эффективность зависит не от времени, проведенном на рабочем месте, а от квалификации сотрудника и системы мотивации в компании.

"Результаты исследования выглядят как "средняя температура по больнице", - категоричен Павел Безручко, гендиректор компании "Экопси консалтинг": в России есть организации (и их немало), где показатели эффективности даже хуже, чем показано в исследовании, но есть и те, где эффективность превосходит западную, пишет газета "Ведомости"