Новости
"РЖД обескуражены": в кризис на них "свалился" многомиллиардный долг перед сотрудниками
Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Тюменская область | Приволжский ФО | Уральский ФО

ОАО "РЖД", по всей видимости, придется выплатить своим работникам многомиллиардный долг. Это связано с решением Верховного суда, который признал незаконным решение руководства компании отменить вознаграждения за выслугу лет.

Эта судебная история началась 1 апреля 2007 года, когда ОАО "РЖД" ввело корпоративную систему оплаты труда – она отменяла надбавку за выслугу лет, что записана в коллективном договоре. Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) не согласился с решением руководства компании и за помощью обратился в государственную инспекцию труда в Москве. Ее специалисты провели проверку по обращению профсоюза и выдали предписание президенту компании ОАО "РЖД" Владимиру Якунину о незаконности отмены вознаграждения за выслугу лет и выплаты его с 1 апреля 2007 года. В суде состоялось уже третье рассмотрение, и Верховный суд в очередной раз согласился с инспекцией.

Как стало известно Накануне.RU, более 50 членов свердловского отделения РПЛБЖ подали иски для возмещения этого вознаграждения еще в прошлом году, однако суды первой и второй инстанций им отказывали. Теперь же, скорее всего, подобные иски начнут удовлетворяться.

На отделениях СвЖД (куда входят Нижнетагильское, Свердловское, Пермское, Тюменское, Сургутское отделения) работают порядка 100 тыс. человек, рассказал Накануне.RU руководитель территориального отделения РПЛБЖ Александр Волегов. При этом средняя сумма иска из тех, что были поданы – 70-80 тыс. руб. (общая сумма более чем 50 исков – порядка 3,5 млн руб.), если брать работников локомотивных бригад.

В среднем же, сумма невыплаченных вознаграждений на каждого работника составляет около 50 тыс. руб. Таким образом, долг РЖД перед работниками СвЖД может составлять 5 млрд руб. (в целом по России ОАО "РЖД" должно своим сотрудникам более 30 млрд руб., считают в РПЛБЖ). В самом РЖД пока не комментируют решение суда, ссылаясь на то, что постановление в компанию еще не пришло. Также в пресс-службе не дают комментариев и по поводу суммы долга, о которой заявляет РПЛБЖ. "Пока сложно об этом говорить, это еще нужно подсчитать", - сообщил Накануне.RU представитель компании ОАО "РЖД".

Новая система оплаты труда вводилась, чтобы привлечь молодые кадры. При этом зарплата поднималась, и все получали равный оклад (если в 2007 году средний заработок составлял, по данным Александра Волегова, 10-12 тыс. руб., то сейчас – 14-15 тыс. руб.). Однако с того времени притока молодых кадров так и не наблюдается, констатируют в профсоюзе. "Мне вчера сказали, что ОАО сильно обескуражено. Они в тупиковую ситуацию попали – они ведь в суд подавали, а не мы. Компания подавала в суд и трижды проиграла", – заявил Александр Волегов.

Он также рассказал, что под документом о введении новой системы оплаты труда стояла подпись представителей Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей – это основной профсоюз, действующий на железной дороге. "Роспрофжел" не имел на это никаких оснований и никакого права. На тот момент Роспрофжел не был наделен полномочиями для подписания таких документов", – говорит представитель РПЛБЖ.

Он считает, что те иски, которые уже находятся в судах, будут удовлетворены. Можно ожидать, что и остальные сотрудники примутся решать этот вопрос через суд. По данным Александра Волегова, на СвЖД уже произошло "урезание" рабочего времени сотрудников – либо по одному-два дня от рабочей недели, либо по одному-два часа в день. Заработная плата уменьшилась на 15-20%, хотя сокращений работников не производилось. 

Сергей Хурбатов