Новости
СОК продала контрольный пакет "Ижавто"
Экономика | В России

Самарская группа СОК продала контрольный пакет "Ижавто", который находится на грани остановки, топ-менеджменту завода во главе с гендиректором Михаилом Добындо. Сумма сделки составила около $200 млн, однако менеджмент должен рассчитаться за завод не деньгами, а автомобилями. Смена контролирующего собственника "Ижавто" дает возможность держателям облигаций завода предъявить их к досрочному погашению. В ситуации, когда единственный претендент на "Ижавто" - "Ростехнологии" - фактически отказался от его приобретения, это может привести к банкротству завода.

О том, что у "Ижавто" сменился контролирующий акционер, рассказал источник в одном из банков-кредиторов завода. По его словам, структуры группы СОК продали 74,786% акций "Ижавто" менеджменту предприятия, получив взамен автомобили в целом на $200 млн. "Группа СОК пошла на сделку, после того как стало понятно, что "АвтоВАЗ" не намерен покупать "Ижавто"", - пояснил источник. "АвтоВАЗ" выражал готовность купить завод в январе, планируя оплатить сделку акциями дочернего дилерского холдинга "Лада-Сервис", но сделка не состоялась.

Заместитель главы госкорпорации "Ростехнологии" (контролирует "АвтоВАЗ") Игорь Завьялов рассказал, что "в курсе смены собственника завода". "В том состоянии, в котором находится сегодня предприятие, а речь идет об огромной неурегулированной задолженности перед банками и выведении оборотных средств на несколько миллиардов рублей, оно нас не интересует", - пояснил Завьялов. В группе СОК от комментариев отказались. Но сделку подтверждает презентация "Ижавто" для кредиторов, датированная 7 апреля. В ней сказано, что "фактически менеджмент "Ижавто" контролирует 74,786% от общего числа акций ОАО". В документе раскрыты непосредственные собственники акций - ООО "Иж-Комплект" (24,88%), ООО "Гросс" (24,9%) и ООО "Норэкс" (24,99%). Оставшиеся бумаги принадлежат кипрской Shonapol Investment Ltd.

Ранее в числе акционеров завода значились другие юрлица. Согласно ЕГРЮЛ, единственным учредителем ОАО "Ижавто" является ОАО "Ижмаш". Однако в базе данных СПАРК фигурирует иная информация: по состоянию на 1 января 2009 года 74% акций завода принадлежало ООО "Иж-Транс", а 5% - ОАО "Автомобильные компоненты "Ижмаш"". В отчете ОАО "Ижавто" за четвертый квартал 2008 года говорится, что доля последнего составляет 9,46%. Еще 8,62% акций, согласно отчету, принадлежало ОАО "Автохолдинг "Ижмаш"".

"Ижавто" выпускает Иж-27175, ВАЗ-2104, собирает корейские Kia (Spectra и Sorento). Мощность - 220 тыс. автомобилей, в 2007 году выпущено 78,8 тыс. В первом квартале 2008 года, по данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ, компания продала 2,1 тыс. автомобилей, показав падение на 62%.

По словам источников на "Ижавто", группа СОК продала актив менеджменту, надеясь, что впоследствии он сможет договориться о перепродаже завода "АвтоВАЗу". Группа рассчитывает на сделку, потому что "АвтоВАЗу" в конце марта была обещана господдержка на $3 млрд. В то же время две недели назад группа подтверждала, что "Ижавто" угрожает остановка и увольнение почти всего персонала, пишет газета "Коммерсант".