Новости
Sibir Energy хотят купить. Вопрос только кто
Экономика | В России | За рубежом

Нефтяная компания Sibir Energy уже не первый год вызывает интерес более крупных конкурентов: она практически контролирует московский рынок нефтепродуктов, поскольку владеет Московским НПЗ и сбытовой сетью и ведет добычу нефти на месторождениях в Сибири. Несколько лет назад еще принадлежащая Роману Абрамовичу "Сибнефть" воевала с Sibir Energy за ее активы, а теперь эта же компания, переименованная в "Газпром нефть", скупила значительный пакет акций британской компании, пишет сегодня, 24 апреля газета "Ведомости".

Вчера днем Renaissance Securities объявил оферту на выкуп акций Sibir Energy в интересах "Газпром нефти" по 5 фунтов стерлингов. Меньше чем через три часа банк отчитался, что сделка "успешно" закрыта: к выкупу предъявлено около 16% акций. Значит, "Газпром нефть" потратит 309 млн фунтов ($451 млн). Сравнить цену оферты с рыночной невозможно: торги акциями Sibir на LSE прекращены 18 февраля, а последняя сделка заключалась по 1,75 фунта.

Это не первая оферта за эту неделю: накануне Credit Suisse пытался скупить акции британской компании для ТНК-BP, предложив акционерам 4,3 фунта за акцию. Компания рассчитывала на успех, объявив в среду прием заявок до вечера четверга. Но спустя час после объявления Renaissance Securities Credit Suisse вынужден был сообщить об отзыве оферты. Источник, близкий к одному из участвовавших в сделке инвестбанков, объяснил "Ведомостям", что у ТНК-BP была задача собрать около 25% (на рынке обращается 35%). Как только "Газпром нефть" назвала свою цену, стало понятно, что сделать это будет уже невозможно. Представители ТНК-BP и Credit Suisse от комментариев отказались.

Акции Sibir Energy продавали иностранцы — всего около трех десятков институциональных инвесторов, рассказал представитель "Ренессанс капитала". Он не стал объяснять, почему банк закрыл книгу заявок, ограничившись покупкой только 16% акций Sibir Energy. Банк купил столько, сколько просил клиент, рассказал один из участников сделки. Гендиректор "Газпром нефти" Александр Дюков в итоговом пресс-релизе намекнул, что покупка "чуть более 16%" акций Sibir Energy позволит перевести партнерство с Sibir Energy "на качественно новый уровень". Пресс-секретарь компании отказался пояснить детали.

Такая доля в Sibir Energy позволит "Газпром нефти" опосредованно консолидировать 52% акций Московского НПЗ, но с учетом непрямого владения — на реальное распределение голосов это не повлияет, отмечает аналитик "Солида" Денис Борисов. Скорее "Газпром нефть" интересует участие Sibir в "Салым петролеум девелопменте". "Уже сейчас эта компания вышла на уровень добычи 8 млн т в годовом исчислении, и рост продолжается, — отмечает эксперт. — В скором времени она войдет в первую десятку российских компаний по добыче".

Он предполагает, что у "дочки" "Газпрома" уже есть договоренность о выкупе акций у одного из крупных акционеров Sibir Energy. Почти 65% акций контролируют Шалва Чигиринский, Игорь Кесаев и правительство Москвы. Вице-мэр столицы Владимир Силкин вчера заявил "Ведомостям", что город не будет продавать свою долю ни при каких обстоятельствах и заинтересован, чтобы компания была под контролем либо мэрии, либо дружественных ей структур. С Чигиринским и Кесаевым вчера связаться не удалось, на запросы "Ведомостей" они не ответили. Источник, близкий к ТНК-BP, рассказывал, что компания вела переговоры именно с Кесаевым.

Из всех акционеров Sibir в самом затруднительном положении Чигиринский, напоминает сотрудник одного из инвестбанков, работавших с акциями Sibir. Чигиринский заложил свои акции в Сбербанке под кредит в $192 млн, а сама нефтяная компания сейчас имеет к нему и гендиректору Sibir Генри Камерону претензии на $328 млн. Продав свою долю, Чигиринский мог бы рассчитаться по всем долгам.

Сама Sibir Energy вчера сообщила, что ее совет директоров не вел переговоров ни с ТНК-BP, ни c "Газпром нефтью", зато получала "неформальное предложение" от другого потенциального претендента на ее покупку. В числе интересантов были "Роснефть" и "Лукойл", говорит инветстбанкир. Их представители это не комментируют.