Новости
"Аэрофлот" может купить меньше Airbus, чем собирался
Экономика | В России

Совет директоров решит, сколько новых самолетов понадобится авиакомпании в 2009 г. Менеджмент получил задание проработать вопрос, как будут задействованы в 2009 г. провозные мощности, сказал представитель "Аэрофлота" Лев Кошляков, но будет ли авиакомпания отказываться от самолетов, не сообщил. Результаты будут обсуждаться на совете 5 мая, сказал один из директоров компании, пишет сегодня газета "Ведомости".

"Аэрофлот" в 2009 г. собирался получить 24 новых Airbus: 18 А320 и шесть А330. Шесть А320 авиакомпания уже получила, на покупку остальных самолетов контракты подписаны и авансы заплачены, говорит Кошляков. Гендиректор российского Airbus Вадим Власов от комментариев отказался.

У "Аэрофлота" 97 самолетов, из них 57 Airbus. Кроме Airbus "Аэрофлот" собирается покупать Sukhoi Superjet 100 и Boeing 787 Dreamliner, но Sukhoi Superjet 100 — ближнемагистральный самолет, а первый Dreamliner придет не раньше 2014 г.

Возможно, отказываться от закупок не придется, успокаивает сотрудник "Аэрофлота": в этом году авиакомпания планирует избавиться от устаревших Ту-154, а их у "Аэрофлота" 26.

Если "Аэрофлот" откажется от контракта, часть авансов вернется, но потери все равно будут значительные, говорит один из партнеров "Аэрофлота", а передвинуть сроки поставок не получится: самолеты уже стоят на сборке, и "Аэрофлоту" придется платить штрафы.

Причины пересмотра программы закупок — в общем падении рынка авиаперевозок, которое затронуло и "Аэрофлот", говорят собеседники "Ведомостей". За I квартал 2009 г. авиакомпания перевезла на 13,4% меньше пассажиров, чем в I квартале 2008 г., — всего 1,8 млн человек. Падение убыстряется: в марте (по сравнению с мартом 2008 г.) перевозки упали на 16,5%. Рынок сжимается еще стремительнее — в I квартале (к I кварталу 2008 г.) перевозки снизились на 21,4%, свидетельствуют данные Транспортной клиринговой палаты.

Процент занятости пассажирских кресел "Аэрофлота" в I квартале резко упал: в 2008 г. он составлял 70,9%, а теперь — лишь 61,3%.

Логика в том, чтобы на фоне временного спада пассажиропотока отложить сроки поставки новых самолетов, есть, считает главный редактор информационного агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, но сдвиг поставки техники может привести к штрафам. "Аэрофлоту", конечно, следует сравнить убытки, которые будут генерировать лишние самолеты, и штрафы, которые придется платить за сдвиг контрактов, но не стоит забывать и о планах по увеличению рыночной доли, заключает Пантелеев.