Новости
Глава ЦБ полагает, что второй волны кризиса не будет
Экономика | В России

Второй волны кризиса не будет, рубль устоит, экономика скоро начнет расти, а замедление инфляции позволит снизить ставки, заявил председатель ЦБ Сергей Игнатьев на съезде Ассоциации российских банков. Острая фаза кризиса пройдена, "в ближайшие месяцы возобновится пусть и медленный, но рост экономики" - условия для этого уже хорошие, уверен глава ЦБ.

В марте темп инфляции сравнялся с прошлогодним, за год она может быть меньше 13% благодаря снижению мировых цен на продовольствие и сырье, полагает Игнатьев. По мере замедления инфляции ЦБ будет снижать ставку рефинансирования и другие ставки.

Выступление Игнатьева – "одно из самых уверенных со стороны представителей государства", радуется главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Российские чиновники давно не излучали такой оптимизм, разве что в начале кризиса, когда его масштаб еще не был очевиден. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев говорил в конце марта, что экономика достигла дна, но пробудет на нем год-два. Первый вице-премьер Игорь Шувалов ожидал "некий подъем" в отдельных секторах в течение года. Помощник президента Аркадий Дворкович советовал говорить о достижении дна не ранее, чем возобновится кредитование (в феврале его объемы упали на 0,6%). Министр экономразвития Эльвира Набиуллина обещала восстановление экономики в 2010 году. Ну а министр финансов Алексей Кудрин и вовсе ожидает вторую волну кризиса из-за роста плохих долгов компаний.

Рост просрочки – "серьезная проблема", признал Игнатьев, добавив: "Но я не разделяю мнения о неизбежности второй волны кризиса".

На 1 марта доля просрочки составила 3,1% по корпоративным кредитам (втрое выше, чем в сентябре) и 4,4% по розничным, напомнил глава ЦБ, и все же "причин для суеты нет". Он надеется, что реальному сектору помогут антикризисные меры правительства и девальвационная фора - реальный эффективный курс рубля с ноября по март упал на 13,6%. С ликвидностью все в порядке, рублевые вклады растут, а валютные - снижаются, ЦБ не продает, а скупает валюту, нефть стабилизировалась выше заложенных в правительственный прогноз $41 за баррель, перечислил Игнатьев позитивные факты, отток капитала почти прекратился (чистый отток за квартал - $38,8 млрд, из них $30 млрд - в январе), в течение года может возобновиться приток, так что верхняя граница бивалютной корзины в 41 руб., установленная ЦБ в январе на несколько месяцев, может держаться в течение года.

Банкиры тем не менее "суетятся": они ожидают резкого роста просрочки и поэтому сомневаются, что стабилизация на валютном рынке вызовет рост кредитования и экономики. ВТБ второй месяц подряд сокращает кредитный портфель, Сбербанк в феврале увеличил его лишь на 1,8%. Пять госбанков за год могут увеличить корпоративный кредитный портфель примерно на четверть, но у других портфели будут сокращаться и совокупный портфель вырастет на 5-6%, прогнозирует председатель правления "Уралсиба" Андрей Донских.

Доля плохих кредитов по МСФО (свыше 90 дней) - уже 5-7%, а к середине года может увеличиться до 10-12%, отмечает Донских. 10% к лету ждет и Олег Солнцев из ЦМАКП. Еще большую долю - 15-20% - прогнозировал президент Альфа-банка Петр Авен. По прогнозу Банка Москвы, к концу года 29% корпоративных облигаций будет в дефолте.

Рост просроченной задолженности повлияет на капитал банков, не все смогут найти средства, чтобы его нарастить, поэтому они выбирают другой путь - сокращение бизнеса под тот капитал, что есть, говорит главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Алексей Буздалин.

"Состояние пациента устойчиво тяжелое", - характеризует экономическое положение своей компании гендиректор "Автотора" Валерий Горбунов. Кризис дал долгосрочный эффект. Спад привел к безработице и снижению потребительского спроса, говорит он. Автопрому могло бы помочь автокредитование, а здесь оживления не заметно. Розничное кредитование "теряет приоритетное значение" и к концу года сократится на 2-3%, подтверждает Донских.

Залог возможного роста экономики - стабилизация цен на нефть, говорит главный экономист по России и странам СНГ Merrill Lynch Юлия Цепляева, но и тогда говорить об окончании кризиса рано: основная преграда для роста - рост плохих активов у банков. Их реальную долю сложно оценить, банки зачастую пытаются ее скрыть, но очевидно, что она растет: когда предприятия берут кредит под 24-25%, возможность его возврата становится минимальной, говорит она.

Именно "привычкой" банков улучшать отчетность объяснял расхождение статистики ЦБ и реальности Кудрин. В пятницу он ответил Игнатьеву, что в ближайшее время серьезных оснований для роста спроса нет, а напрасные надежды на лучшее обернутся новой волной кризиса: "Надо прямо говорить о диагнозах".

Есть риск, что осенью может быть вторая негативная волна, связанная с ухудшением финансового состояния предприятий, - из-за недостаточного спроса и отсутствия достаточной кредитной поддержки, согласен с ним замминистра экономического развития Андрей Клепач, пишет газета "Ведомости".