Новости
Доходы чиновников будут проверять правоохранительные органы и ФСБ
Политика | В России

Жизнь чиновников усложнится: их доходы отныне будут проверять по-новому, в том числе с участием правоохранительных органов и ФСБ. По мнению Сергея Степашина, на первых порах проверки будут частыми.

Сергей Степашин оказался вовлечен в решение двух животрепещущих проблем — борьбы с коррупцией и борьбы с последствиями кризиса. Как член президентского совета по противодействию коррупции он участвовал в обсуждении мер по выводу из тени доходов чиновников. А как председатель Счетной палаты организует проверки всех компаний и банков, которым решило помочь государство. В интервью "Ведомостям" он рассказал о "втором антикоррупционном пакете", как будут отчитываться госслужащие и какие их ждут проверки, какие новые меры готовятся против рейдеров, что ищут аудиторы на системообразующих предприятиях.

Вопрос: "Одна из задач рабочей группы президентского совета, которую вы возглавляете, — антикоррупционная экспертиза. Какое из ведомств все-таки должно ею заниматься?"

Степашин: "В целом — Генеральная прокуратура. В рамках своей компетенции — и Счетная палата: мы, например, даем заключение, насколько эффективно конкретные законы регулируют расходование бюджетные средств и использование федеральной собственности. Мы этим занимаемся давно. Приведу три примера. 122-й закон в части монетизации льгот. Счетная палата поддержала саму идею монетизации, но в законе было много прорех, из-за которых потом и произошли социальные волнения. Их исправили. Счетная палата в свое время не согласилась с концепцией Лесного кодекса, предполагавшей передачу управления лесами на региональный, а тем более на муниципальный уровень. К нам не прислушались, и теперь у страны масса проблем с незаконной вырубкой леса и хищническим использованием лесных угодий. Сейчас готовятся поправки в Лесной кодекс. И наконец, 94-й закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В нем, с одной стороны, слишком много ограничений, которые заставляют организаторов и участников торгов выкручиваться в ущерб делу, а с другой — он дает простор фирмам-однодневкам, которые сбрасывают цену, выигрывают, а потом, через 3-4 месяца, их приходится вышибать. Мы проанализировали экономические потери государства от этого закона. Выяснилось, что за три года его реализации число участников торгов сократилось в среднем по отраслям на 20%. Зато вчетверо выросло количество государственных и муниципальных контрактов с единственным исполнителем. Большая часть контрактов заключается к концу года. Отсюда — высокие коррупционные риски. Неудивительно, что цены на рынке госзакупок растут намного быстрее, чем на потребительском и корпоративном рынках. Наши предложения по коррекции 94-го закона мы направили президенту.

"По нашему мнению, следует централизовать систему мониторинга и аудита госзакупок. Нужна и внешняя экспертиза. Особенно если речь идет о крупных контрактах с низкоструктурированными расходами. Здесь как раз и взимаются обильные откаты. Мы настаиваем на применении многоэтапных конкурсов при размещении заказов на инновационную и технически сложную продукцию. Аукционная форма размещения заказов на такие виды продукции и услуг вообще должна быть исключена. Организаторов торгов следует наделить правом проверять соответствие участников торгов квалификационным требованиям. У исполнителей должны быть собственные производственные мощности, квалифицированный персонал, опыт работы, система управления качеством и т. д. Посредников нужно вообще изгнать из процесса государственных и муниципальных закупок. Либо жестко ограничить размер их агентского вознаграждения. Следует наконец разработать особый механизм размещения заказов на продукцию, цена на которую контролируется государством, а также на продукцию и услуги компаний, занимающих монопольное положение на своих рынках. Президент наши предложения поддержал".

Вопрос: Власти намерены ввести обязательное декларирование доходов высшими должностными лицами государства. Кто должен отчитываться и кто — проверять?

"Пакет антикоррупционных законов вступает в силу с 2010 г. Ряд высших должностных лиц уже отчитались по новым правилам — т. е. с указанием доходов жен и несовершеннолетних детей. Готовятся указы главы государства, где будет прописано, кто и перед кем отчитывается. Например, топ-менеджеры госкорпораций и члены их семей будут, по-видимому, отчитываться о доходах и имуществе, как и госслужащие.

Помимо налоговых органов декларации будут направляться государственными гражданскими служащими еще и в кадровые подразделения своих организаций. Будет определено, кто должен проверять эти документы. Кроме налоговиков это смогут сделать и другие правоохранительные органы, в том числе ФСБ. Будут предусмотрены и регламентированы соответствующие оперативно-розыскные мероприятия. В том числе проверки соответствия стоимости собственности, которой владеют проверяемые, их задекларированным доходам. Если ты всю жизнь работал в министерствах и ведомствах и ни дня — в частной кампании и у тебя (или у близкого родственника, подпадающего под декларацию) есть трехэтажный особняк, можно спросить, на что купил. И сказать: все с тобой ясно, дружок, уходи по-хорошему".

"Надо дождаться указов президента. Можно предположить, что губернаторы, председатели высших судов, председатель и заместитель председателя Счетной палаты, а также аудиторы будут направлять декларации в соответствующее подразделение администрации президента. Сенаторы и депутаты Госдумы — в кадровые подразделения аппаратов палат. Прочие служащие — кадровикам своих ведомств.

Один из вариантов проекта нового антикоррупционного указа президента предусматривал, что государственные служащие, особенно чиновники внутри одного ведомства, если они видят и знают, что их коллега принимает подношения и живет не по средствам, обязаны информировать об этом соответствующие структуры. Однако, по моим сведениям, требование к госслужащим информировать обо всех ставших им известными фактах коррупции из проекта указа изъято. Будут информировать только добровольно. Сохранено, правда, требование к государственному служащему обязательно сообщать о тех коррупционных проявлениях, которые затрагивают его самого.

Тема, скажем так, деликатная, если учесть ментальность российского и советского народа. Но, по моему мнению, когда-нибудь к этому надо прийти. Кстати, на Западе это общепринятая норма. Главное — чтобы такой контроль не обернулся тотальным доносительством и сведением счетов. Важно также определить ответственность лица, которое, информируя о подобных нарушениях, ввело компетентные органы в заблуждение. С него тоже надо будет спросить".

Отвечая на вопрос "Ведомостей", часты ли будут проверки, Сперашин ответил: "Это должно зависеть от того, что человек задекларировал и как он живет. Думаю, на первых порах проверять будут достаточно часто".

А на вопрос о том, возможны ли у нас антикризисные меры иного порядка — кадровые, но не на уровне госкомпаний, а на уровне правительства? Грядут ли перестановки? - Степашин сказал следующее: "Если министр или вице-премьер в кризисной ситуации не справляется, надо с ним расставаться. Дать ему другую работу, не связанную с антикризисным менеджментом. Думаю, по итогам года или даже в этом году перестановки возможны. Я знаю и Путина, и Медведева: это люди достаточно жесткие."