В Калининграде вновь вспыхнул давний спор о целесообразности возвращения городу прежнего имени - Кенигсберг. В канун празднования Дня Победы и на этой неделе глава администрации Калининграда Феликс Лапин (сити-менеджер, назначенный городским советом) дважды заявлял в прямом эфире федеральных и региональных СМИ о том, что как частное лицо считает правильным и целесообразным вернуть городу название Кенигсберг.
В ответ на это заявление свое мнение в СМИ высказал и глава Калининграда, председатель окружного совета Александр Ярошук, заявивший, что "категорически против данного переименования".
В свою очередь председатель областного Совета ветеранов войны, труда и вооруженных сил и правоохранительных органов Борис Косенков назвал идею переименования "кощунственной по отношению не только к тем, кто проливал кровь на этой земле в годы войны, затем восстанавливал ее из руин, но и будущим поколениям".
"Вопрос о переименовании Калининграда время от времени муссируется людьми, которые с недопустимой легкостью относятся к истории страны, ее государственности. Но сегодня и, я уверен, в будущем таких будет меньшинство в Калининграде", - сказал Косенков "Интерфаксу".
Ранее многие политики и госчиновники высказывали мнение, что возвращение городу названия Кенигсберг недопустимо.
Так, спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов заявлял, что такое переименование можно рассматривать "как символический шаг в сторону пересмотра итогов Второй Мировой войны".
Накануне празднования 750-летия Калининграда в 2005 году тогда еще губернатор Калининградской области Владимир Егоров отметил, что "под лозунгами переименования появляется зародыш некого реваншизма, который лишь поприветствуют явные европейские экстремисты. Серьезные политики Европы не будут даже рассуждать на эту тему".
В том же году известный немецкий писатель Нобелевский лауреат Гюнтер Грасс заявил, что "для объединенной Европы это уже давно и раз и навсегда Россия, которая постепенно, тяжело, но благоустраивает и развивает этот прекрасный край, не забывая при этом его истории". Он высказал мнение, что российские власти, как в Москве, так и в Калининграде, имеют хорошую возможность продемонстрировать свою приверженность принципам, по которым уже давно живет единая Европа.
Еще раньше, в 2002 году группа молодых людей попыталась организовать в Интернете сбор подписей за переименование Калининграда в Кенигсберг, но их затея провалилась, так как большинство респондентов высказывались против такой инициативы.