Новости
Единственный сегмент рекламного рынка, который будет расти в этом году – Интернет
Экономика | В России

Российский интернет станет в этом году единственным растущим сегментом рекламного рынка, объем которого в рублях может вырасти на 12-15%. Кризис заставил компании Рунета вплотную заняться монетизацией трафика. Капитализация публичных компаний Рунета упала за год почти на 80%, но владельцы не готовы продавать бизнес по нынешним ценам, пишет сегодня газета "Коммерсант".

В 2009 году Рунет будет единственным рекламным рынком, способным продемонстрировать рост. Такие прогнозы разделяют ведущие эксперты. При благоприятных обстоятельствах объем рекламы в Рунете (которая обеспечивает интернет-компаниям более 90% доходов) вырастет за год на 12-15%. Такие прогнозы сделали агентство ZenithOptimedia и медийное подразделение рекламного холдинга WPP Group. Даже пессимистические сценарии предсказывают Рунету рост рекламного рынка на 5% или его стабилизацию на уровне прошлого года. Для сравнения: ожидаемое сокращение рекламы на телевидении в этом году — от 5 до 15%. В печатных СМИ и на радио объемы рекламного рынка могут сократиться на 33% или даже на 40%. Однако конвертировать потенциальные преимущества Рунета в рост прибыли и капитализации компаниям будет непросто.

Впрочем, отдаленные перспективы IPO не пугают инвесторов и владельцев, которые уверены в прибыльности бизнеса в Рунете. "Намечавшийся в начале кризиса провал интернет-рекламы не состоялся. Более того, этот рынок растет, преимущественно за счет снижения объемов наружной и телевизионной рекламы. Низкая себестоимость производства и размещения при значительном клиентском потоке повышают экономическую конкурентоспособность рекламы в Рунете. Поэтому можно прогнозировать дальнейшее увеличение рекламного рынка даже в условиях кризиса",— считает управляющий партнер компании "Независимые директора" Андрей Северилов. По его словам, можно ждать даже увеличения продаж интернет-магазинами, несмотря на общее снижение спроса и покупательских возможностей населения.

Потенциальные источники прибыли и, следовательно, виды бизнеса в Рунете условно можно разделить на четыре группы. Первая группа — это информационные ресурсы: новостные и тематические сайты, поисковики, социальные сети, блоги и форумы. Основным источником их дохода является реклама, объем которой в 2008 году, по оценкам, превысил $590 млн.

Еще около $860 млн в прошлом году приходилось на рынок цифрового контента, то есть платную аудио- и видеопродукцию, программное обеспечение, электронные книги, игры и мобильный контент. "Рынок цифрового контента в России переживает период бурного роста с темпом около 50-70% в год, и это далеко не предел",— считает Василий Танурков. Третья группа — это онлайн-игры, основным источником доходов которых является абонентская плата и оплата пользователями за отдельные артефакты. Доходы этого вида бизнеса эксперты оценивают в $140 млн. К четвертой группе бизнеса можно отнести весь рынок розничной электронной торговли, который в прошлом году превысил в России $4,5 млрд.

Впрочем, наиболее посещаемые информационные ресурсы стараются получать прибыль не только за счет рекламы, но и через продажу контента. "Свыше 90% наших доходов приходится на рекламу, из них 50-60% — на контекстную, а 40-50% — на баннерную или "дисплейную". Небольшая, но ощутимая часть доходов — это деньги от пользователей, которые платят за гороскопы, игры и другой контент, как правило, через SMS",— рассказывает Константин Воронцов.