Новости
Дмитрий Глуховский: Литературные критики не любят книги, которые хорошо продаются
Общество | Свердловская область | В России

Екатеринбург стал первым городом, который в ходе турне в поддержку своей новой книги "Метро 2034" посетил известный российский писатель и журналист Дмитрий Глуховский.

Как передает корреспондент Накануне.RU, автор бестселлеров про постядерный московский метрополитен провел в столице Урала две встречи с читателями, а также пообщался с журналистами.

Дмитрий Глуховский рассказал о том, как стал писателем и о своем отношении к критикам его книг.

"Мне кажется, я был обречен на это занятие. В два года и восемь месяцев я начал читать, писать – в три, а в три с половиной – печатать на машинке. Папа у меня журналист, занимался переводами стихов в свое время, у него была печатная машинка, которой я довольно быстро "завладел", стал набирать какие-то полубессвязные истории, к пяти годам это были уже истории на полторы страницы про Ленина в Разливе, "детективы" про советских следователей или про приключения пушистых зайчиков в более раннем возрасте. Всю школу я писал фантастические "романы" в тетрадках на 96 листов. И уже в последних классах в общих чертах начал придумывать "Метро 2033". На первом-третьем курсе писал эту книгу, и, собственно, к 24 годам уже завершил ее", - говорит автор эпопеи о метро про написание книг.

Что касается критики, Дмитрий Глуховский считает, что ее нужно разделять."Здесь нужен дифференцированный подход. Одно дело, неточности, которые были в первой части. Преимущественно, я писал эту книгу, находясь за границей, и не мог, разумеется, всего знать. Единственным способом как-то выправиться и провести редактуру был интерактив. Книга публиковалась по главам в Интернете, после каждой главы у людей была возможность высказаться. Многие вносили свои коррективы, дополняли, объясняли, как все устроено, инструкции присылали. Среди советчиков были все, начиная действующими снайперами и заканчивая бывшими инженерами метростроя и экономистами, которые мне подсчитывали, что невозможно существование экономической системы на основе патронов (в книгах о метро конвертируемой валютой является не рубль, а патрон – прим. Накануне.RU), поскольку, когда их все расстреляют, начнется экономический кризис (смеется).

К работе над "Метро 2034" я подошел более тщательно, изучил устройство и структуру метро, и даже сам Московский метрополитен мне помогал – пресс-служба метро проводила экскурсии, давала разъяснения. С технической точки зрения это более выверенная книга, там критиковать нечего.

Что касается критиков литературных, надо понимать, что эти люди довольно скептически относятся ко всему, что хорошо продается. А "Метро 2034", без лишней скромности, это один из самых успешных проектов года. И конечно, когда что-то так хорошо продается, автоматически у любого интеллигентного человека может возникнуть подозрение, что это ширпотреб. И он не может это похвалить, наоборот, ему хочется обругать. Ну как же так, нельзя же похвалить сериал по Первому каналу – это же моветон! Нет, конечно, газета "Комсомольская правда" может похвалить, она и хвалит, потому что она работает с массовым форматом.

Получилось так, что хотя и старался сделать книги неглупыми, старался насытить их подтекстами и смысловыми слоями, но при этом все равно критика посыпалась. Ну и жанр специфический такой – фантастика. Есть же определенная брезгливость к жанровой литературе среди серьезных литературных критиков. Не могут они взять и начать всерьез давать рецензии на фантастические романы. Даже если они становятся феноменально успешными, как, например, книги Лукьяненко или исторические детективы Акунина. Видимо, мне надо просто успокоиться с этим. Тут либо одно, либо другое, за все приходится платить. За узнаваемость и высокие тиражи мне, похоже, придется заплатить тем, что критики хвалить не будут. По крайней мере, пока, может быть лет через 30 я "заборзовею", и критики скажут: "ну вот, мы же знали!"", - рассказал в интервью Накануне.RU Дмитрий Глуховский.

Подробнее об этом и многом другом читайте в материале нашего агентства "Метрополитический лидер".

Анастасия Мотовилова