Новости
ПАСЕ решила не возвращать Белоруссии статус специально приглашенного
Политика | В бывшем СССР

Парламентская ассамблея Совета Европы вчера, вопреки ожиданиям, решила не возвращать Белоруссии статус специально приглашенного, до тех пор пока Минск не введет мораторий на смертную казнь. Таким образом, возвращение Белоруссии в крупнейшую организацию Европы откладывается. Кроме того, как и предсказывал "Ъ", юридический комитет ПАСЕ утвердил доклад "О политически мотивированных нарушениях в судебных процессах в странах Европы", основное внимание в котором уделено делу ЮКОСа. Россию могут ждать еще более серьезные проблемы: Грузия подготовила новую петицию с требованием лишить РФ права голоса в ПАСЕ, пишет "Коммерсант". 

В том, что Белоруссии после 12 лет изоляции будет возвращен статус специально приглашенного гостя ПАСЕ, еще вчера утром не сомневался никто. Глава делегации РФ Константин Косачев говорил, что "это дело решенное", а собеседники "Ъ" в аппарате ПАСЕ уверяли, что Совет Европы не стал бы оплачивать приезд в Страсбург большой делегации белорусских журналистов. Резолюция, написанная итальянцем Андреа Ригони, была крайне позитивной и рекомендовала вернуть Минску статус, которого он был лишен в 1997 году.

Однако все изменилось на утреннем заседании политического комитета. Сначала заместитель председателя юридического комитета киприот Христос Пургуридис предложил поправку, согласно которой статус специально приглашенного не будет возвращен Белоруссии, пока она не освободит всех политзаключенных, не снимет судимость с бывших узников совести, не прекратит "преследование и запугивание оппозиционеров", зарегистрирует оппозиционные партии, обеспечит свободу печати — всего 22 требования. Большинство членов комитета эту поправку не поддержали, однако, как заявил глава комитета швед Йоран Линдблад, для поиска компромисса была внесена альтернативная поправка. В ней устанавливалось всего одно предварительное условие для возвращения Белоруссии в Совет Европы: она должна ввести мораторий на смертную казнь, пишет "Коммерсант".

На обсуждение белорусской темы на заседание ассамблеи были приглашены вице-спикер парламента этой страны Валерий Иванов и лидер объединенной оппозиции Анатолий Лебедько. Первый заявил, что "даже наши яростные противники будут неправы, если станут утверждать, что мы не движемся в сторону демократизации". Второй сообщил, что для Белоруссии "кризис — возможность для перемен", так как режиму Лукашенко нужны деньги, более $7 млрд, а значит, у Запада есть возможность повлиять на ситуацию, предложив Минску сделку: свободные выборы в обмен на кредиты. Господин Лебедько отметил, что, вопреки сведениям о позитивных переменах, которые содержатся в докладе, ни один репрессивный закон в Белоруссии не был изменен. "Если вы впустите Белоруссию без всяких условий, без домашнего задания, то уничтожите у Лукашенко мотивацию для перемен",— предупредил Анатолий Лебедько.

В итоге подавляющее большинство делегатов ПАСЕ проголосовали за поправку, увязывающую возвращение Минска в Совет Европы с мораторием на смертную казнь.

Вице-спикер белорусского парламента Валерий Иванов, отвечая на вопрос, может ли Минск ввести мораторий, заявил, что "это сложный вопрос и он требует проработки", однако пообещал, что его страна продолжит сближение с Советом Европы. А Анатолий Лебедько заверил "Ъ", что Александр Лукашенко, возможно, вскоре введет мораторий. "Ему это несложно. Ну, перестанет он убивать. Но в Белоруссии все тюрьмы работают еще по сталинским правилам. Пожизненное заключение у нас ничем не отличается от смертной казни — добиться, чтобы человек сам сунул голову в петлю, совсем несложно",— сказал он.

Делегация РФ выглядела искренне расстроенной таким исходом. "Мы будем добиваться, чтобы Белоруссия не только стала специально приглашенным в ПАСЕ, но и вступила в Совет Европы",— уверял белорусских журналистов депутат Госдумы Сергей Марков. "А еще вы хотите, чтобы Беларусь стала восьмым федеральным округом России",— крикнула ему одна из журналисток. "Да, и я этого не скрываю",— ответил он.

Едва страсти по Белоруссии улеглись, как на заседании юридического комитета состоялась главная премьера вчерашнего дня. Бывший министр юстиции Германии Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер представила доклад "О политически мотивированных нарушениях в судебных процессах в странах Европы". Основной акцент в нем сделан на проблемах российской судебной системы. В документе констатируется, что "борьба с правовым нигилизмом, начатая президентом Медведевым, далека от успешного завершения".

Комитет подавляющим большинством одобрил текст, написанный госпожой Лойтхойзер-Шнарренбергер, а член комитета Христос Пургуридис даже назвал его "шедевром". Это значит, что уже на осенней сессии он будет принят в качестве резолюции ПАСЕ. Этот фактор будет крайне важным для Европейского суда по правам человека — всем делам, которые упомянуты в докладе, может быть дан зеленый свет в Страсбургском суде.

Наибольшее внимание в документе уделяется делу ЮКОСа. По мнению автора, невозможно понять, почему Михаила Ходорковского и Платона Лебедева второй раз судят за одно и то же преступление, притом что во время первого процесса их обвиняли в уклонении от уплаты налогов, а теперь все те же самые факты интерпретируются обвинением как мошенничество и отмывание денег. "Это очевидное нарушение Европейской конвенции по правам человека, никто не может быть осужден дважды за одно и то же",— заявила вчера Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер. Помимо дела ЮКОСа, в докладе подробно описываются процесс против адвокатов банка Hermitage Capital, дело судьи Кудешкиной, многочисленные случаи увольнений судей и оказания давления на них, а также дело об убийстве Анны Политковской.

Российская делегация препятствовать принятию доклада не стала: во время голосования в юридическом комитете в зале не было ни одного представителя РФ. По данным "Коммерсанта", депутаты Госдумы сейчас куда больше обеспокоены предстоящим столкновением с Грузией. Как сообщил грузинский делегат Давид Дарчиашвили, уже завершен сбор подписей под петицией с требованием лишить российскую делегацию полномочий в ПАСЕ. Сейчас грузины ждут удобного момента, чтобы "не выстрелить вхолостую". Если эта угроза будет реализована, российской делегации и впрямь может оказаться не до дела ЮКОСа.