Реакция глав большинства стран на военный переворот в Гондурасе, центральноамериканской стране с населением в 7,4 миллиона человек, становится все более жесткой. Несмотря на то что местных силовиков поддержали как гондурасский парламент, так и Верховный суд этой страны, действия путчистов во всем мире были восприняты как государственный переворот.
"Заговор" в Гондурасе проходил по классическим канонам латиноамериканских переворотов. Утром в воскресенье десятки солдат окружили резиденцию президента страны Мануэля Селайи. По признанию президента, его вытащили из постели и буквально в одной пижаме доставили на военно-воздушную базу в окрестностях столицы Гондураса, Тегусигальпы, а уже позднее переправили в Коста-Рику. В ночь на понедельник на самолете Уго Чавеса президент Гондураса уже направился в Никарагуа, где в понедельник начался саммит лидеров стран Центральной Америки.
Тем временем в самом Гондурасе законность свержения Селайи была оформлена при участии Верховного суда страны. Спустя несколько часов после высылки президента было обнародовано постановление этой инстанции об отстранении Мануэля Селайи от должности. Затем состоялось чрезвычайное заседание парламента Гондураса. Спикер Роберто Мичелетти единогласно был избран исполняющим обязанности президента в парламенте и чуть позже его "полномочия" подтвердил Верховный суд Гондураса. Мичелетти ввел в стране чрезвычайное положение.
Нынешний "путч по-гондурасски" ошибочно сводить только лишь к заговору солдат, добившихся одобрения законодателей. Этот переворот стал следствием как глубокого политического кризиса в Гондурасе, так и переплетения сложных геополитических амбиций ряда стран региона. Социалист и ближайший союзник глав Венесуэлы, Эквадора, Никарагуа Мануэль Селайя хотел изменить конституцию Гондураса путем референдума, добиваясь возможности пойти на второй президентский срок, что запрещено местной конституцией.
В минувшее воскресенье, несмотря на сопротивление парламентариев и Верховного суда, он собирался провести референдум о необходимости внесения поправок в конституцию. А ранее, 25 июня, Селайя отправил в отставку практически весь гондурасский генералитет, несогласный с решением о референдуме. В такой ситуации, когда против президента "восстали" судебная, законодательная власть и военные, провести переворот, пусть и получивший международную обструкцию, было "делом техники", пишет Российская газета.