Острота нынешних российско-белорусских отношений такова, что Россия может потерять Белоруссию, а Белоруссия может потерять Россию. Такое мнение высказал в интервью четырем российским СМИ белорусский президент Александр Лукашенко. Он подчеркнул при этом, что не Минск является инициатором сложившейся ситуации и побожился, что не врет. "Пусть Бог меня накажет, если я где-то сбрехал", - цитирует его в пятницу газета "Известия".
В беседе с президентом, состоявшейся 1 июня и длившейся более трех часов, также участвовали главные редакторы газеты "Завтра" и журналов "Российская Федерация сегодня" и "Союзное государство".
Как сообщают "Белорусские новости", Лукашенко ответил на два десятка вопросов. Особую пикантность этому интервью придавал контекст. Буквально накануне между Минском и Москвой разгорелся скандал, спровоцированный откровениями министра финансов России Алексея Кудрина о плачевном состоянии белорусской экономики. Россия только что тормознула часть обещанного кредита. А еще ранее - состоялась неоднозначная поездка Лукашенко к Папе Римскому, Белоруссия присоединилась к программе "Восточное партнерство" и в очередной раз промолчала насчет признания Южной Осетии и Абхазии.
В ходе интервью были затронуты все эти проблемы. Говоря о кредитах, Лукашенко пояснил: "Для нас важны деньги, которые мы заимствуем. Если бы у нас не было кредитов МВФ, сейчас у нас бы рухнула валюта".
"Вы же пообещали нам 2 миллиарда. Дали сначала миллиард со скрипом, в СМИ у вас прочитаешь - мы, как нищие, ходим и просим. У нас самих тяжело, а они просят. Как прочитаешь, то жить не хочется. Но вы же обещали? Мы же это в бюджет внесли, мы надеялись на это", - посетовал он.
В результате, подчеркнул президент, 3 миллиарда дали китайцы - впервые в истории.
По его словам, Россия и Белоруссия могли бы вместе выйти из кризиса, "но на пространстве бывшего СССР с кризисом никто не борется, и не хочет вести об этом переговоры".
Вместо этого, сказал Лукашенко, Россия "вытолкала" белорусов со своего рынка. Не хотят покупать молоко, сахар, мясо, тракторы, хотя для самих россиян это было очень выгодно. "Вы что, думаете, мы забудем это отношение со стороны России к нам?! Нет. Я переживу это, ладно. Но люди не забудут, - заявил президент.
Коснувшись темы Кудрина, Лукашенко его пожалел и предположил еще худшее, чем то, что он уже сказал: "Мне поясняли, что на него давление идет мощное, он нервничает сильно и говорит немножко не то. Тогда - подлечиться. У него финансы государства в руках и он начинает такое говорить. Завтра он и не то сделает".
Белорусский президент также разъяснил свою встречу с Папой, заявив, что попытки приписать ему роль посредника между Русской православной церковью и Римско-католической - не более чем глупости. "Я никогда на себя посредничество не брал. Я говорю: я был бы рад, если бы при Вашей, Ваше Святейшество, жизни, и нашего Кирилла, а он активный человек такой, молодой, деятельный человек, состоялась бы встреча на белорусской земле. Я был бы счастлив. Он говорит, не отрицая: "Господь поможет нам в этом". И все".
Почти в том же духе Лукашенко отозвался о своей встрече с еврокомиссаром по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой и программе "Восточное партнерство". "Здесь был Солана, мы с ним беседовали. Ясны его взгляды. И когда мне был поставлен вопрос по России, мы заспорили. Потом я ему говорю: вы нам Россию замените? Ноу, ноу! Ну, раз ноу... Чего же перед нами вопросы ставите?" - так он вкратце передал суть встречи.
"Более того, мы один народ, мы думаем, как русские, россияне, живем, как они. У нас одни ценности. Мы в основном православные люди. Мы никогда такими с вами не будем, как с Россией. История у нас одна. Он понял это. И извинился за некоторые вещи", - продолжил президент.
Что касается восточного партнерства, то, если оно сохранится, оно должно быть зоной свободной торговли. "Это инфраструктурные проекты - модернизация автомобильных дорог, строительство. Нам это важно", - сказал он, особо отметив, что не рассматривает "Восточное партнерство" как замену проекту Союзного государства России и Белоруссии.
Еще один щекотливый вопрос - признания Абхазии и Южной Осетии - Лукашенко вновь назвал "внутренним делом своей страны". Он выразил недовольство тем, что Россия увязывает признание с предоставлением Минску оставшейся части кредита.
"Мне все руководители России говорят: это не имеет никакого отношения к нашим делам. Ну, признаете - хорошо, не признаете - ладно. Вот, понимаете, пример неискренности! Но я же знаю, чего ждут от Беларуси! Так вы хотя бы один на один скажите: слушай, нам надо сегодня-завтра решить этот вопрос. Но поскольку я между строчек умею читать, научили меня, я понимаю значимость этого вопроса. Мы понимаем, что да, России нелишним было бы это признание. О подробностях я не хочу публично говорить. Но мы свято придерживаемся того, что пообещали", - приводит издание его слова.
Одним из важнейших вопросов Лукашенко назвал вопрос безопасности. Он недвусмысленно дал понять, что белорусская армия является щитом для Москвы, и Россия должна это соответственно оценивать. "Не дай Бог, если бы мы взяли курс, как Украина, на европейскую безопасность, Североатлантический блок?! Без войны под Смоленском ракеты. Не надо никаких стратегических ракет: Москва рядом, 300 километров", - обрисовал ситуацию белорусский президент.
Но тут же заверил, что через Белоруссию танки на Москву никогда не пойдут. "Если не будет обеспечена безопасность, России не будет. Вот вы говорите: у российских границ. Это у наших границ, белорусских! Кто сегодня выполняет эту важную функцию в Беларуси - ПВО и так далее? Вы считаете, что это должно быть бесплатно? 10 миллионов человек, которые сегодня стоят щитом перед Москвой, это что, бесплатно?! Это цены не имеет!"
В этой связи Лукашенко вновь озвучил просьбу продать белорусам оружие по российским ценам, а не по мировым рыночным, как предлагает, по его словам, российская сторона. "Ребята, похоже на то, что вы давайте нас защищайте, но автомат я вам не дам, вы купите его, чтобы погибнуть за Россию. Вот вам элементарный абсурд в вопросах безопасности", - подытожил президент.
В ходе длительного интервью Лукашенко были затронуты и другие не менее острые и интересные темы. Например, тема Ходорковского. По словам белорусского президента, он в свое время предупреждал экс-владельца ЮКОСа о грядущих проблемах: "Мы с Ходорковским встречались, я его несколько раз предупреждал. Я ему говорил: "Михаил, ты - бизнесмен, олигарх. Как только ты, олигарх, перейдешь в сферу политики, пойми, там другие законы, а особенно для вас. И чем это закончится - трудно сказать".
Или тема борьбы с коррупцией. По словам Лукашенко, вести ее просто. "Как с ней бороться? Я отвечу вам просто, может быть, несколько грубо: надо посадить всех тех не рядом с собой за стол, а туда, куда надо. Тут у меня чины милицейские, 10 человек, самого высокого уровня, выстроили себе особняки. Мне сразу об этом доложили. Они еще не успели закончить. Первый вопрос: кто вам отвел там земли? Нет внятного ответа. "Вы, ребята, где деньги взяли на эти дворцы? Вы зарабатываете меньше, чем я. Я по себе знаю, я никогда бы не построил при нынешних ценах такой особняк. Где вы взяли деньги?". Ответа нет. Принимается мгновенно решение, подписывается указ: их с работы, особняки - государству".
Он также заявил, что против вхождения Белоруссии в состав России, объяснив тем, что это будет воспринято на Западе как российская агрессия и при помощи небезызвестных стран в регионе будет развернута борьба за независимость. "Империю надо восстанавливать на новых принципах, современных. В хорошем смысле империю", - сказал Лукашенко.