Российский рынок продолжает бить рекорды падения - в мае оно составило 58% против 53% в апреле. Автоконцерны уже распродали прошлогодние складские запасы и не могут предложить скидки на машины 2009 года выпуска, которые облагаются повышенными пошлинами. В то же время автоконцерны и дилеры заговорили о достижении рынком дна и постепенном возвращении спроса в сегмент массовых автомобилей, который обеспечивал рост до кризиса.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продаже новых автомобилей в январе-мае. Они снизились на 47% - до 645,2 тыс. штук, а в мае упали сразу на 58% (самое крупное с начала года падение рынка) - до 119,4 тыс. штук. Самым продаваемым брендом была российская Lada, первое место среди иномарок заняла Chevrolet, за ней следует Ford и Nissan (то есть тройка лидеров прошлого месяца не изменилась).
Российский авторынок бьет рекорды падения уже пятый месяц подряд. В январе продажи снизились на 33%, в феврале - на 38%, в марте - на 47%, а в апреле - на 53%. В мае более двадцати брендов в таблице АЕБ показали падение продаж на уровне 70% и выше. Но если раньше из-за колебания курса рубля ощутимее всего падал сбыт японских и корейских брендов, то теперь 70-процентное падение демонстрируют любые марки, вне зависимости от их происхождения, - Chevrolet, Ford, Nissan, Hyundai, Opel, Mazda, Mitsubishi, Subaru, Volvo, Chery, Great Wall и ряд других.
Это происходит потому, что большинство импортеров к весне распродали складские запасы конца 2008 года и теперь продают машины 2009 года выпуска, таможенную очистку которых приходится проводить уже по новым, 35-процентным пошлинам (введены с нового года, прежняя - 30%), пояснил глава российского офиса Ford Найджел Брекенбери. Сам Ford трижды повышал цены с начала года, и май был худшим месяцем для компании в России. Падение не затронуло только марки Citroen и Hummer, но их сбыт в мае 2008 года был незначительным.
Автопроизводители уже признавали, что не смогут предлагать обширных скидок, когда распродадут прошлогодние остатки. Они добавляли, что с лета главным "драйвером" авторынка станет автокредитование, а впоследствии - продажи подержанных машин. Брекенбери отметил "некоторое оживление автокредитования в мае", то есть прежние прогнозы оправдываются.
Вице-председатель АЕБ Мартин Ян вновь выступил за расширение госпрограммы автокредитования, предложив увеличить минимальную цену покупаемой иномарки с нынешних 350 тыс. до 600 тыс. руб. и допустить в нее большее количество банков (сейчас льготные автокредиты выдают только Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк). Ряд европейских рынков, напомним, растет в кризис (например, в апреле выросли продажи в Германии, Словакии, Чехии, Австрии и Польши, данные о продажах в Европе за май еще не опубликованы), поскольку власти этих государств оказывают рынку масштабную поддержку (в Германии ее стоимость оценивается в 5 млрд евро, в России - в 2 млрд руб.). Ранее Минпромторг также предлагал увеличить минимальную цену продаваемых автомобилей, но пока его предложения не согласованы с Минэкономики и Минфином.
Возможно, что 58-процентное падение авторынка в мае означает, что он, наконец, достиг своего дна, предположил Брекенбери. Во всяком случае, первую десятку самых продаваемых автомобилей в таблице АЕБ занимают массовые автомобили, а именно их покупатель "двигал рынок вперед до кризиса", добавляет Михаил Пак из ИФК "Метрополь". По итогам мая самым продаваемым автомобилем стала Lada Priora, а самой продаваемой иномаркой - Ford Focus. Второе и третье место в рейтинге популярности иномарок заняли "бюджетные" Renault Logan и Chevrolet Lacetti, а в десятку помимо Lada и названных иномарок вошли также модели Daewoo (Nexia и Matiz). В январе-феврале в десятке самых продаваемых иномарок были более дорогие Mazda3 и Toyota Camry.
"Теперь покупатель не смотрит на бренд, а это может означать, что состояние российского авторынка с лета будет тяжелое, но стабильное", - говорит совладелец дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев. Но даже если дно пройдено, в июне не следует ожидать серьезного оживления, полагает Найджел Брекенбери. Сами автопроизводители пока не меняют своих прогнозов по продажам автомобилей в России в целом в 2009 году. У Ford, например, это 1,4 млн автомобилей, то есть падение на 67%, пишет газета "Коммерсант".