Белорусский президент Александр Лукашенко не видит ничего "трагического" в противоречиях Белоруссии и России, но считает, что их причина - "субъективизм" Москвы.
"Скажу откровенно: не в сфере объективного лежат наши противоречия. Это исключительно, как многие в России сегодня уже говорят, субъективный вопрос. И он связан с политикой и позицией российского руководства", - приводит в воскресенье агентство БЕЛТА выдержки из интервью Лукашенко австрийской газете Die Presse. Однако в целом, убежден Лукашенко, отношения двух стран нормальные.
"Ну, были эти "молочные" войны. Сейчас этого нет. Мы быстро это исправили. Потому что у нас хорошие рычаги и хорошие каналы сотрудничества. Отойди в сторонку - и жизнь сама все поправит. Поэтому у нас нет чего-то трагического в наших отношениях. Абсолютно нет. Мы можем в течение одного месяца, ну, до конца этого года решить все проблемы. И даже те проблемы, которые мы не решали, но они для нас стратегические", - приводит в воскресенье агентство БЕЛТА выдержки из интервью Лукашенко австрийской газете Die Presse.
Россия в июне запретила ввоз белорусской молочной продукции из-за ее несоответствия новому техрегламенту РФ. Стороны 17 июня подписали протокол, в соответствии с которым Роспотребнадзор разрешил на период переоформления поставлять молочную продукцию в Россию.
По мнению Лукашенко, Белоруссии выгодна роль моста между Европейским союзом и Россией.
"Я часто говорю открыто о том, что Богом нам предопределено жить между этими гигантами, выполняя роль моста между Европейским союзом и Россией. И выполнять роль моста мы обязаны, потому что таково наше положение. И, что там греха таить, это экономически выгодно", - говорит президент.
Он отметил, что транзит - очень важная часть доходов государства, пусть и "не самая большая". "Это и политическое, это и какое-то экономическое влияние, какие-то рычаги. Поэтому отказаться от этой роли мы не можем, согласитесь. Это объективно... Мы вынуждены будем проводить многовекторную политику, строя свои добрые отношения с Европейским союзом и с Российской Федерацией", - подчеркнул президент.
Лукашенко пообещал "долго помнить помощь Международного валютного фонда, Запада, нашему государству".
МВФ в январе открыл для Белоруссии кредитную линию на 2,51 миллиарда долларов, тогда же Минску был предоставлен первый транш кредита в 778 миллионов долларов. В конце июня МВФ увеличил объем кредитной программы stand-by для Белоруссии до 3,52 миллиарда долларов, а в начале июля Белоруссия получила второй транш в 679 миллионов долларов. Новый кредит призван поддержать реализуемую правительством Белоруссии экономическую программу, смягчив последствия мирового финансового кризиса для страны.
При этом Лукашенко заявил, что "Россия, пообещав 2 миллиарда долларов кредита, свое обещание не выполнила". "Это не забывается. Надо быть обязательным. Не можешь - скажи: "Не могу в силу таких-то причин". Можешь (знаю, что могут), договорились - надо свято исполнять свои обещания", - цитирует агентство слова Лукашенко.
Президент Белоруссии заверил, что в его стране нет диктатуры, а сам он не готовит младшего сына в преемники. Белорусский лидер впервые публично сообщил о существовании у него третьего сына в 2007 году. До этого было известно только о двух сыновьях. Тогда Лукашенко с улыбкой сказал, что "если говорить о преемнике, то самого маленького буду готовить - уникальный человек". Многие СМИ с тех пор писали на эту тему, отмечая, что Лукашенко появляется на публике именно с младшим сыном Николаем, которому сейчас всего пять лет.
"У нас это невозможно. И если я говорил о своем малыше, то это была обычная шутка. Но журналисты это восприняли почему-то всерьез", - цитирует в воскресенье агентство БЕЛТА слова Лукашенко.
Отвечая на вопрос, будет ли он и через 10 лет президентом, Лукашенко сказал, что вряд ли. "Я думаю, к этому времени вырастут новые люди, которые возьмут в руки страну и поведут ее. Но запомните: в нашей стране кто будет президентом, очередным, будет определять только белорусский народ", - подчеркнул Лукашенко.
Очередные президентские выборы в Белоруссии пройдут в 2011 году. Лукашенко при этом высказал мнение, что диктатуры в Белоруссии быть не может, поскольку, по его словам, иначе "нас давно бы раздавили".
"У нас нет ядерного оружия, энергоносителей и так далее. Мы же зависимы от мира по всем статьям. Мы не можем здесь проводить ту политику, которая сегодня мировым сообществом не воспринимается, в том числе и Австрией. Диктаторы себя так, как я, не ведут. Но надо было бирку на президента Беларуси повесить, потому что Лукашенко не американский, не проамериканский", - цитирует агентство слова Лукашенко.
"Так что никакой диктатуры здесь нет. То, что у президента сосредоточена определенная власть, и немалая, - это правда", - добавил белорусский лидер.