Новости
"АвтоВАЗ" не отказался от вексельной схемы расчетов с поставщиками
Экономика | В России

"АвтоВАЗ" почти погасил долг перед поставщиками, но вопреки обещаниям не собирается отказываться от вексельной схемы расчетов с ними. На денежные расчеты с заводом могут рассчитывать только те, кто согласится снизить цену компонентов на 10%. Это требование может привести к банкротству части поставщиков "АвтоВАЗа", что создаст проблемы самому заводу.

В письме вице-президента по закупкам "АвтоВАЗа" Дамира Кашапова, адресованное поставщикам завода, говорится, что если кто-то из поставщиков откажется снизить цену автокомпонентов, то не сможет рассчитывать на денежные расчеты с "АвтоВАЗом" - в качестве оплаты отгружаемых компонентов таким поставщикам будут предложены только векселя. Те, кто согласится со снижением цен, получат деньги. Такое решение принято советом директоров "АвтоВАЗа" и "скоординировано с правительством Российской Федерации", утверждает Кашапов.

Его письмо означает, что "АвтоВАЗ" не собирается ликвидировать вексельную схему расчетов с поставщиками, хотя ранее обещал это сделать.

Борис Алешин говорил, что "АвтоВАЗ" откажется от вексельных расчетов сразу же после того, как погасит долг перед поставщиками на 15 млрд руб. В пятницу на АвтоВАЗе сказали, что долг практически погашен - теперь он не превышает 1 млрд руб., но возможность сохранения вексельных расчетов и подлинность письма Дамира Кашапова подтвердили. На заводе подчеркивают, что гасили долг не только за счет госсредств, но и за счет собственных, поскольку "сократили общезаводские издержки на 30%". Впрочем, по итогам первого полугодия 2009 года "АвтоВАЗ" все равно получил убыток в размере 10 млрд руб. и, похоже, что возможности рассчитываться деньгами с поставщиками у него нет, считает Михаил Пак из ИФК "Метрополь".

На "АвтоВАЗе" утверждают, что не менее 75% поставщиков уже согласились снизить цены, и в качестве примера приводят ОАО "Северсталь", которое продает заводу стальной лист. Но часть поставщиков по-прежнему не согласна с требованием завода. Например, в ОАО "СИБУР-Русские шины" (СИБУР-РШ, поставляет шины) говорят, что не готовы снижать цену, и напоминают, что "АвтоВАЗ" так и не погасил долг в размере 100 млн руб. (СИБУР-РШ добивается его возврата через суд). В группе СОК (ее доля в закупках АвтоВАЗа составляет 10%) утверждают, что письма Дамира Кашапова вообще не получали.

Более того, по словам источников, близких к СОКу, в ближайшее время группа начнет скупать поставщиков "АвтоВАЗа", продукция которых является для завода безальтернативной и отсутствие которой грозит заводу остановкой конвейера. Группа СОК, напомним, уже останавливала работу "АвтоВАЗа" 3 марта, в день рождения Бориса Алешина, когда прекратила отгружать заводу компоненты и потребовала погасить образовавшийся перед ней долг. Тогда конфликт удалось разрешить без денежных расчетов. Но после этого инцидента не только СОК, но и ряд других поставщиков "АвтоВАЗа" стали угрожать ему остановкой.

Денег у "АвтоВАЗа" нет, дополнительную госпомощь на пополнение оборотных средств завод вряд ли получит, и Ernst & Young уже выражал сомнение в способности "АвтоВАЗа" "продолжать свою деятельность", отмечает Михаил Лямин из Банка Москвы. В этой ситуации, добавляет аналитик, "поставщикам, видимо, придется смириться с одним из двух зол: либо с очередным урезанием своей маржи, либо с безденежными расчетами в виде векселей". С другой стороны, уточняет Михаил Пак, поставщики не раз говорили, что сами находятся в предбанкротном состоянии и уже не могут идти на снижение цен и принимать к оплате векселя, пишет газета "Коммерсант".