Новости
Российская гражданская авиация: падение замедлилось, но не закончилось
Экономика | В России

Падение спроса на авиаперевозки в России замедлилось: в мае авиакомпании перевезли на 16,3% меньше пассажиров против падения на 20,5% в апреле. Ряд крупнейших игроков даже показали рост. У "Ютэйра" он составил 6,5%, у "Трансаэро" — 3%. Эксперты ждут от летнего сезона улучшения показателей перевозчиков, но осенью прогнозируют новые трудности, пишет сегодня газета "Коммерсант".

В пятницу Росавиация опубликовала итоги работы российских авиакомпаний в мае. В целом было перевезено 3,66 млн пассажиров, что на 16,3% меньше, чем в мае 2008 года. В апреле падение составляло 20,5%. Темпы снижения грузовых авиаперевозок также заметно снизились: в целом по отрасли спад в мае составил 15,8% (до 57 тыс. тонн), тогда как в апреле — 17,2%. В январе—мае авиакомпании перевезли 14,1 млн пассажиров, что на 19,4% меньше, чем за тот же период 2008 года.

Изменений в пятерке крупнейших авиакомпаний (перевозят более 56% всех пассажиров) по итогам пяти первых месяцев 2009 года не произошло. Лидирует с большим отрывом "Аэрофлот" (падение на 12,4%), на втором месте — авиакомпания "Сибирь" (падение 35,7%), на третьем — "Трансаэро" (падение на 8,5%), на четвертом — "Ютэйр" (падение на 7,7%), на пятом — ГТК "Россия" (падение на 18,5%). Но в мае "Трансаэро" удалось сделать существенный рывок вперед: превысив на 3% показатели мая 2008 года, перевозчик вышел на второе место по объему перевозок, обогнав "Сибирь" на 73 тыс. пассажиров. Кроме того, впервые в году рост на 6,5% к маю 2008 года показала "Ютэйр" с пассажиропотоком 282,2 тыс. пассажиров (в марте падение перевозок у авиакомпании составляло 10,2% к аналогичному периоду прошлого года, в апреле — 4,2%).

Аналитики отмечают, что рост пассажиропотока "Трансаэро" обеспечен поступлением новых воздушных судов и завоеванием новых рынков, прежде всего Дальнего Востока. В самой авиакомпании подчеркивают, что она стала лидером авиаперевозок в этом регионе в том числе и за счет участия в правительственной программе по субсидированию перевозок дальневосточникам в возрасте до 23 и старше 60 лет.

Но глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев напоминает, что созданная в прошлом году частными акционерами "Сибири" авиакомпания "Глобус" продолжает наращивать пассажиропоток (в мае она перевезла 94,5 тыс. человек), и вместе с ним "Сибирь" сохранила бы вторую строчку в рейтинге. Рост пассажиропотока "Ютэйра" Пантелеев объясняет тем, что стабильные доходы от вертолетных операций позволяют менеджменту авиакомпании активно заниматься "раскаткой" регулярных маршрутов.

По прогнозу Олега Пантелеева до августа ситуация на рынке будет улучшаться, общее падение пассажиропотока к этому времени может сократиться до 10% в сравнении с прошлым годом. "Но в августе выручка перевозчиков от будущих продаж будет падать в связи с окончанием летнего сезона, в то время как объем работы будет максимальным. Поэтому начиная с сентября вопрос о выживании некоторых авиакомпаний снова будет обращен к банкам",— полагает эксперт. Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий добавляет, что к этому времени ситуация осложнится ожидаемым на фоне роста цен на нефть подорожанием авиатоплива. По его мнению, особенно трудно придется авиакомпаниям, у которых осенью придет срок подтверждения сертификата эксплуатанта. С октября Минтранс и Росавиация обещают ввести новые правила, согласно которым перевозчики должны будут зарезервировать до четверти своей годовой выручки на депозите или оформить договор страхования на случай остановки своей работы.