Громкое покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова могло бы иметь гораздо менее трагичные последствия, если бы не "фальшивый" автомобиль главы республики. Часть средств, выделенных из бюджета на машины для президента, куда-то испарилась, а вместо заводских бронированных авто в парке главы субъекта Федерации появились простые иномарки с самодельно приваренными стальными листами, пишет "Московский комсомолец".
По данным газеты, история с денежно-машинными махинациями началась осенью прошлого года, сразу после того, как Евкуров возглавил Ингушетию. Он начал чистки в чиновничьем аппарате, создавая свою команду. В частности, начальником автотранспортного предприятия, которое обслуживает администрацию президента, правительство и парламент, был назначен близкий родственник Евкурова Хасан Чумаков. Именно он занимался закупкой машин персонально для президента. Вместе с сыном министра финансов Мусы Чилиева Чумаков отправился в Москву покупать четыре бронированных авто представительского класса. Денег на это выделили двумя траншами: первый - 54 миллиона рублей и второй - 16 миллионов.
"Чумаков купил в Москве в салоне два 220-х Mercedes представительского класса, но стандартные, без брони. Кроме того, в столице же были куплены две Toyota Land Cruiser последней модели, тоже не бронированные. Затем машины погнали в Нижний Новгород, там на частной фирме на них наварили стальные листы и вставили бронированные стекла. То есть это все был "левак", - рассказал журналистам сотрудник ингушского автотранспортного предприятия.
"Деньги взяли, как на "родные" бронированные машины, а пригнали "самопал". Естественно, при приеме в АТП это все выяснилось, но дальше никуда не пошло", - сообщил источник издания.
О подделке узнал и заместитель начальника правительственного гаража Башир Цечоев - именно ему Чумаков и Чилиев-младший предлагали перегнать машины в Ингушетию, но тот отказался. Цечоев работал в автопарке и при Аушеве (Руслан Аушев - первый президент Республики Ингушетия), и при Зязикове (Мурат Зязиков - второй президент Республики Ингушетия). Свое "нет" он аргументировал тем, что речь идет о жизни и здоровье первого лица Ингушетии и такую ответственность на себя никто не возьмет. После этого Чумаков посоветовал Цечоеву уволиться по собственному желанию.
"На самом деле скандал вышел даже не из-за украденных денег, - рассказывает источник газеты. - Машины президента были просто технически непригодны для безопасной перевозки первого лица, ведь на заводе, когда бронируют авто, учитывают и ходовые показатели, усиливают тормоза и двигатель... А к тем машинам приварили броню и больше ничего менять не стали. Эти "мерсы" на скорости выше 100 километров в час уже поскрипывали. Все думали, что пронесет, никто не стал тестировать эти "левые" машины. Вот боевики протестировали… Видели, что при теракте случилось? Даже в авто, которое за 40 метров от эпицентра взрыва было, стекла вылетели… Если бы они были заводского бронирования, такого бы не было".
Одно фирменное заводское лобовое стекло для бронированного автомобиля Mercedes на заводе стоит 1 миллион 126 тысяч рублей. А в Нижнем Новгороде на фирме лобовые стекла для машины Евкурова поставили за 113 тысяч рублей, сообщает газета. Все финансовые и платежные документы, касающиеся этой сделки, которая чуть не стоила жизни президенту Ингушетии, должны, по идее, находиться в республиканском министерстве финансов. По крайней мере в конце прошлой недели они там еще были, отмечает издание.
В итоге Юнус-Бек Евкуров пострадал от того, с чем боролся, - от коррупции, которая творилась у него прямо под носом, и причем махинации проводили его же близкие родственники, которым он доверял, пишет издание.
У Евкурова в распоряжении было много бронированных машин, признал источник газеты, но он ими не пользовался. "Та, что подарил ему министр обороны Сердюков (Анатолий Сердюков - глава Минобороны РФ), стоит в гараже. А бронированный Mercedes, который остался от Мурата Зязикова, президент отдал министру внутренних дел", - рассказал он журналистам.
Он напомнил, что точно такое же покушение, как на Евкурова, было совершено в отношении его предшественника - Мурата Зязикова. Однако тот, "после взрыва отправился домой, переоделся, замазал царапины и тут же поехал обратно на работу в Магас".
Через два часа после разговора журналистов с источником этой информации машина этого человека была обстреляна. Сейчас он серьезно опасается за свою жизнь, отмечает газета.
Напомним, покушение на Евкурова было совершено 22 июня. На автотрассе "Кавказ" недалеко от Назрани в его кортеж врезался террорист-смертник на машине, начиненной взрывчаткой. В результате теракта автомобиль Евкурова был полностью уничтожен, один человек, находившийся в машине, скончался на месте. Еще один пострадавший - Рамзан Евкуров, находившийся за рулем автомобиля главы республики в момент покушения, через несколько дней скончался в республиканской больнице. Сам Юнус-Бек Евкуров получил тяжелые ранения и долгое время находился без сознания. В настоящее время он проходит лечение в Москве в институте хирургии имени Вишневского. На днях состояние его здоровья значительно улучшилось. В течение 3-4 недель президент Ингушетии будет в строю, сообщил младший брат и личный телохранитель главы республики Увайс Евкуров. Он также получил ранения при взрыве, но уже выписался из больницы и вернулся в Ингушетию.
Покушение на Мурата Зязкива произошло в апреле 2004 года. Террорист-смертник на автомобиле ВАЗ-2107 взорвался рядом с бронированным президентским "Мерседесом". Мощность взрыва была равна 100 кг тротила. Автомобиль главы республики покорежило. Мурат Зязиков сразу после покушения сказал: "Я получил легкие ранения, в том числе небольшие ожоги".