Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в понедельник днем выехал из Свято-Троицкого монастыря города Корец Ровенской области и направляется в Свято-Воскресенский кафедральный собор города Ровно.
Напомним, накануне визит патриарха в Ровно был отменен по рекомендации украинских властей, сославшихся на соображения безопасности. "Ровенский инцидент" Накануне.RU прокомментировал заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Михаил Тюренков.
"Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину имеет две составляющие. Так, с одной стороны, это традиционная плановая поездка новопоставленного Первоиерарха Русской Православной Церкви на первую русскую кафедру (кафедру киевских митрополитов), от которой Святейший Кирилл отказаться просто не мог. С другой, это важнейший социально-политический акт на грани подвижничества, подлинный смысл которого проявился в воскресенье, 2 августа 2009 года, когда попытка украинских властей сорвать визит Патриарха на Западную Украину потерпела крах. Так в чем же смысл т.н. "Ровенского инцидента", связанного с вынужденным изменением курса Патриаршего самолета с Ровно на Киев?
На мой взгляд, тот факт, что украинские власти сначала устами министра внутренних дел Юрия Луценко объявили врагами Украины десятки тысяч духовенства и миллионы прихожан Московского Патриархата, а затем дипломатически завуалированным предупреждением о невозможности обеспечения безопасности Патриарха Кирилла в западноукраинских областях фактически озвучили прямую и непосредственную угрозу Его Святейшеству, по сути, является объявлением режимом Ющенко войны против Русской Церкви. И если позавчера еще кто-то мог сомневаться, то вчера практически для всех стало очевидно, что Московский Патриархат рассматривается украинскими властями не только и не столько как крупнейшая из религиозных организаций Украины (в лице канонической Украинской Церкви как автономной части Русской Православной Церкви), но как глобальный противник в свете геополитического противостояния, той самой "Великой борьбы континентов", одной из ключевых арен которой в последние десятилетия стала Украина. Более того, важно подчеркнуть, что Московский Патриархат в данном контексте в глазах антироссийской политической элиты Украины и ее западных кураторов выглядит первоочередным противником, поскольку, по моему твердому убеждению, именно благодаря Православию сегодня сохраняется парадигмальная основа российской государственности. Кстати в свете последнего тезиса становится понятным, почему Збигневу Бжезинскому, одному из ведущих идеологов внешней политики США, приписывают фразу, согласно которой "после распада СССР главным врагом Америки стала Русская Церковь", - считает эксперт.
С другой стороны, по мнению Михаила Тюренкова, важно подчеркнуть, что сама Русская Православная Церковь и ее Предстоятель Святейший Патриарх Кирилл, в отличие от своих оппонентов, принципиально находятся "над схваткой", тем самым выгодно отличаясь от противостоящих ей крайне политизированных религиозных структур (таких как, например, т.н. "Киевский Патриархат", всецело поддерживаемый режимом Ющенко)." Именно поэтому то, что Его Святейшество в свете "Ровенского инцидента" не отменил своего визита на Западную Украину, не просто делает ему честь как несгибаемому архипастырю, не страшащемуся окормлять свою паству в условиях, в буквальном смысле "приближенным к боевым", но совершенно неполитическими методами продемонстрировал украинскому руководству его политическую несостоятельность", - заключает заместитель руководителя Центра консервативных исследований соцфака МГУ.