Две основные задачи, которые был призван решить ЕГЭ - коррупция и доступность высшего образования - решены не были, полагает первый проректор Международной академии бизнеса и управления, профессор Екатерина Добренькова.
"Коррупция плавно перетекла на уровень школ и пунктов сдачи ЕГЭ. А что касается общедоступности, то из-за несовершенства системы приема документов с результатами ЕГЭ (да и сдачи самого ЕГЭ), замысел вообще провалился. Кроме того, колоссальны экономические затраты, связанные с внедрением и реализацией ЕГЭ, что в условиях экономического кризиса не оправдано", - прокомментировала Накануне.RU ситуацию Екатерина Добренькова.
"Несколько конкретных сюжетов к обсуждению результатов применения ЕГЭ как инструмента. На бюджетные места было принято огромное количество льготников с очень низкими результатами единого госэкзамена, которые не позволили поступить на эти места талантливым ребятам. А из-за возможности подачи документов в неограниченное количество учебных заведений, многие государственные вузы не досчитались студентов, получив большое количество недоборов на бюджетные места. Технические же вузы вообще оказались в провале из-за того, что многие выпускники школ просто испугались сдавать ЕГЭ по физике, химии, биологии", - полагает проректор Международной академии бизнеса и управления.
Екатерина Добренькова также обращает внимание на то, что ЕГЭ "обеспечил" лишние проблемы и тем абитуриентам, которые выбрали для себя негосударственные вузы.
"Очень серьезно пострадали негосударственные вузы. По понятным причинам абитуриент всегда стремился попасть, прежде всего, на бюджетные места. Но в отличие от ситуации предыдущих лет, нынешние абитуриенты в случае неудачной попытки поступления на бюджетное место, уже не могут подавать документы на платное обучение ни в один вуз, в том числе негосударственный. Причем молодые люди даже не подозревают о том, что у них теперь нет такой возможности.
Несовершенство правовых аспектов ЕГЭ, а также огромные недоборы провоцируют вузы на нарушения. Многие, особенно негосударственные вузы, прибегают к юридическим схемам, позволяющим "обойти" закон и набрать хоть сколько-нибудь студентов. Их можно понять: ведь за ними стоят преподаватели и большое число уже обучающихся на 2-5 курсах студентов, поступивших ранее и вложивших в свое образование немалые деньги. И в случае массового банкротства негосударственных вузов, огромная масса преподавательских кадров и студентов будет выброшена на улицу", - говорит эксперт.
"Надо сказать, что проблемы коррупции и доступности образования никогда не имели никакого отношения к негосударственному сектору образования - их там просто никогда не существовало. Так зачем же выпускника школы заставлять сдавать ЕГЭ, если он предпочитает платить свои собственные средства негосударственному вузу? Какие проблемы решает в этом случае ЕГЭ? Никаких!
Напрашивается вывод, что ЕГЭ, призванный решать проблемы общедоступности образования и борьбы с коррупцией, может выполнить эти задачи только применимо к бюджетному, бесплатному образованию. Так, может, стоит дать выбор выпускникам школ и тем самым сэкономить бюджетные деньги?", - задается вопросом Екатерина Добренькова.