Новости
"АвтоВАЗ" может попросить у государства деньги на уволенных
Экономика | В России

"АвтоВАЗ" подтвердил намерение сократить 27,6 тыс. человек, то есть практически треть своего персонала. На социальные выплаты при увольнении и погашение задолженности по зарплате заводу требуется не менее 12 млрд руб. "АвтоВАЗ" надеется получить деньги у государства - этот вопрос должна решить комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова в конце сентября.

"АвтоВАЗ", продажи которого в январе-августе упали на 44%, впервые официально подтвердил намерение сократить почти треть своего персонала (всего на заводе работает 102 тыс. человек). На заводе подчеркивают, что планировали сократить 36 тыс. человек, но сумели снизить количество увольняемых, решив перевести часть рабочих с линии по выпуску машин семейства Samara на линию "классики". Линия Samara может быть переоборудована под выпуск бюджетного варианта Lada Kalina, которого пока нет.

Из общего числа сокращаемых 20,8 тыс.- сотрудники, задействованные в производстве автомобилей, 2 тыс.- персонал вспомогательных производств и 5 тыс.- административный аппарат, поясняют на заводе. Два топ-менеджера "АвтоВАЗа" утверждают, что это будет последнее сокращение. Спрос на Lada стабилизировался (в среднем 30 тыс. машин в месяц), завод предполагает, что будет продолжать работать в одну смену, а, сократив "лишнюю" вторую смену и выплатив все компенсации рабочим, сможет работать за счет своих оборотных средств.

Сколько потребуется на выплату компенсаций высвобождаемым сотрудникам, на заводе не говорят. Но на АвтоВАЗе отмечают, что, например, люди пенсионного и предпенсионного возраста смогут претендовать на все "оговоренные коллективным договором выплаты", в частности на так называемую корпоративную пенсию (она составляет примерно треть оклада и выплачивается в течение двух-трех лет после увольнения).

По словам нескольких источников на АвтоВАЗе, а также в работающих с заводом компаниях, заводу требуется на увольнения около 12 млрд руб. Из них 5,65 млрд руб. - это социальные выплаты увольняемым (например, пособия по увольнениям, премии за выслугу лет и отчисления в фонд корпоративной пенсии), а еще 5,75 млрд руб. - это задолженность перед сотрудниками "АвтоВАЗа" по зарплате, которая образовалась во время месячной остановки его конвейера в августе. Тогда "АвтоВАЗ" еще не успел ввести режим неполной рабочей недели и поэтому был обязан платить сотрудникам две трети заработной платы, несмотря на остановку. Две трети оклада выплачивались сразу двум сменам рабочих завода, несмотря на то, что фактическая сборка машин до остановки шла только в одну (смены меняли друг друга каждую неделю).

Чтобы рассчитаться со своими сотрудниками при увольнении и погасить задолженность по зарплате, "АвтоВАЗ" рассчитывает вновь попросить денег у государства, говорят источники. По их данным, на 30 сентября назначено заседание комиссии первого вице-премьера Игоря Шувалова, а 6 октября он проведет расширенное совещание по автопрому. "АвтоВАЗ" 29 сентября намерен провести совет директоров, на котором подготовит окончательное обоснование госпомощи, рассказывают источники. Предварительно вопрос уже обсуждался на уровне заместителя главы Минэкономики Олега Савельева, добавляют они, с проблемой знаком и Шувалов. Летом "АвтоВАЗ" при посредничестве "Ростехнологий" уже получил из бюджета 25 млрд руб. Деньги пошли на расчеты с поставщиками.

Однако один из сотрудников "АвтоВАЗа" и федеральный чиновник отмечают, что возможный механизм выделения заводу еще 12 млрд руб. "неясен". В прошлый раз бюджет внес их в качестве вклада в капитал "Ростехнологий". По словам источников, министерства уже предлагают поучаствовать в докапитализации "АвтоВАЗа" самой госкорпорации, выделив половину из требуемых 12 млрд руб.

Помимо выделения госфинансирования комиссия Шувалова должна будет рассмотреть и вопрос выделения "АвтоВАЗу" госгарантий по кредитам. Но конкретики в этом вопросе меньше, поскольку эти гарантии заводу необходимы под кредиты на инвестпрограмму, а бизнес-план еще не утвержден - он также будет рассматриваться советом директоров 29 сентября. Ранее инвестпрограмма оценивалась почти в $3 млрд, какова будет ее стоимость сейчас, не решено.

Сейчас на "АвтоВАЗе" на одного сотрудника приходится производство примерно девять автомобилей в год, тогда как в среднем по автозаводам этот показатель составляет примерно 20 машин, так что увольнения оправданны, говорит Кирилл Таченников из ИК "Открытие". Хотя "АвтоВАЗ" уже получал госфинансирование и его за это критиковали, шанс получить второй транш "довольно высок", добавляет Михаил Пак из ИК "Атон". Государству будет проще объяснить необходимость такой поддержки, поясняет он, ведь деньги пойдут на выплаты непосредственно увольняемым людям, пишет газета "Коммерсант".