Новости
Минфин и Минэкономразвития выступают за вхождение в капитал "АвтоВАЗа" кредиторов-госбанков
Экономика | В России

Минфин и Минэкономразвития заняли жесткую позицию в вопросе о выделении "АвтоВАЗу" очередной господдержки на 12 млрд руб. Ведомства выступают за вхождение в капитал "АвтоВАЗа" его кредиторов-госбанков. Против этого уже выступил один из акционеров завода - французский концерн Renault, доля которого в этом случае будет размыта. Однако, как стало известно, на "АвтоВАЗе" уже разработана схема, при которой Renault сохранит свой блокпакет, а государство в лице ВЭБа станет новым акционером предприятия за счет уменьшения долей "Ростехнологий" и "Тройки Диалог".

Накануне вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что государство намерено "жестко увязать" выделение госфинансирования предприятиям "с их дальнейшей реструктуризацией". Он пояснил, что "ряд предприятий автопрома и ВПК" сегодня находятся в тяжелом положении, но в обмен на помощь государство рассчитывает "увеличить свою долю" в их капитале. В частности, отметил Кудрин, государство намерено "в последний раз поддержать "АвтоВАЗ", но только "за счет большой перестройки" завода. В чем она будет заключаться, Кудрин не пояснил.

Его слова разъяснила глава Минэкономики Эльвира Набиуллина. Она напомнила, что "АвтоВАЗ" закредитован (завод должен банкам более 40 млрд руб.), и держатели части долга - госбанки. Государство могло бы войти в капитал "АвтоВАЗа", если бы задолженность "была капитализирована", сказала Набиуллина, то есть конвертирована в акции "АвтоВАЗа" (конечным собственником акций завода в этом случае стали бы госбанки). Какую именно часть долга "АвтоВАЗа" держат ВТБ и Сбербанк, Набиуллина не сказала, а на заводе не раскрывают, но, по мнению аналитика ИК "Атон" Михаила Пака, этой доли наверняка будет достаточно для того, чтобы получить над заводом контроль.

В ближайшие дни комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова должна решить, стоит ли выделять заводу очередную порцию господдержки, на этот раз на сумму 12 млрд руб. Летом "АвтоВАЗ" уже получил из бюджета первый транш на 25 млрд руб., но израсходовал эти деньги главным образом на расчеты с поставщиками. Тогда адресная помощь государства одному предприятию отрасли, как и сама идея выделить деньги для пополнения оборотного капитала, подвергались критике. Несмотря на это "АвтоВАЗ" запросил у комиссии Шувалова еще 12 млрд руб., которые заводу нужны на компенсации увольняемым 27,6 тыс. сотрудников (они будут сокращены до конца года). Источники на "АвтоВАЗе" говорят, что если завод получит 12 млрд руб. от государства, он больше не будет просить у него помощи.

Вряд ли Минфин и Минэкономики всерьез рассчитывают на капитализацию долга "АвтоВАЗа" перед ВТБ и Сбербанком - их заявления скорее следует воспринимать как сигнал о том, что торг за очередные 12 млрд руб. будет предельно жестким, говорит один из работающих с "Ростехнологиями" инвестбанкиров. От Кудрина зависит распределение бюджетных средств, и он может влиять на решения комиссии Шувалова, продолжает он. Действительно, "не совсем понятно, как именно Минфин и Минэкономики рассчитывают провести капитализацию долга "АвтоВАЗа" перед госбанками", говорит Михаил Пак, ведь эта схема потребует допэмиссии "АвтоВАЗа", а это размоет долю французского автоконцерна Renault (владеет 25% акций АвтоВАЗа, еще по 25% у "Тройки Диалог" и госкорпорации "Ростехнологии"). Представитель Renault Оксана Назарова сказала, что Renault приветствует господдержку "АвтоВАЗа", но "только если эти меры не ведут к размыванию нашей доли", пишет газета "Коммерсант".