Новости
На Ямале обсудили вопросы строительства железной дороги Салехард – Надым в рамках мега-проекта
Экономика | Ямало-Ненецкий АО

Сегодня в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в формате круглого стола прошло общественное обсуждение, посвященное экологическим вопросам при строительстве железной дороги Салехард – Надым. В работе круглого стола приняли участие заместитель генерального директора ОАО "Корпорация "Урал Промышленный – Урал Полярный" Борис Кириллов, заместитель губернатора ЯНАО Сергей Коновалов, руководство Приуральского района, депутаты Законодательного Собрания ЯНАО, члены региональной Общественной Палаты, руководители общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории указанного муниципального образования.

Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе корпорации мега-проекта, на совещании было отмечено, что в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный" в 2010 – 2014 гг. будет построена железнодорожная линия Салехард – Надым. В результате соединится северная часть железнодорожной сети Восточной Сибири (ст. Надым) с Северной железной дорогой (ст. Обская). Появится возможность более рациональной организации грузопотоков Восточной Сибири и европейской части Российской Федерации.

Строительная длина проектируемой линии составляет 354,6 км, из них 155 км будут расположены непосредственно на территории Приуральского района. Участники слушаний, ознакомившись с природоохранной составляющей проектно-сметной документации железной дороги Салехард – Надым, отметили ее комплексный характер, позволяющей обеспечить экологическую безопасность территории. В целях обеспечения экологической безопасности ОАО "Корпорация "Урал Промышленный – Урал Полярный" были проведены инженерно-экологические изыскания в коридоре трассы строящейся железнодорожной линии. Полевые работы в ходе инженерно-экологических изысканий выполнялись группой специалистов с 15 августа 2008 по 8 октября 2008.

С учетом анализа возможных рисков проектом предусмотрены организационно-технические мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций в период строительства и эксплуатации объектов: месторасположение трассы железной дороги принято из условий минимизации пожароопасности, обхода, по возможности, водных преград и других объектов повышенной опасности; предусмотрены мероприятия по предупреждению и исключению аварийных ситуаций на складах ГСМ, инженерных сетях, (устройство обваловок, гидроизоляционных покрытий, установка дополнительных задвижек, системы по контролю за техническими показателями оборудования с повышенной степенью опасности), станциях, разъездах и других объектах; разработан и включен в состав проекта комплексный план мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий при строительстве непосредственно железнодорожной магистрали. Для строителей, обслуживающего персонала ж.д. и аварийно-спасательных служб составлены должностные инструкции и правила ведения работ по предупреждению и ликвидации аварий, их последствий по трассе дороги;  разработан порядок оповещения об аварии на объектах и организации ликвидационных работ;  определены состав, количество штатных средств и оборудования для ликвидации аварийных ситуаций на суше и водных объектах, разработаны рекомендации по проведению предупредительных и ликвидационных работ по всей трассе дороги и на объектах "точечного" типа (станциях, разъездах, временных поселках).

Кроме того, запланированы мероприятия по экологическому мониторингу окружающей среды в период строительства ж/д линий. Указанные мероприятия будут включены в договор генподряда на строительство. При согласовании вахтовых посёлков и городков строителей будет исключена возможность бытового и промышленного загрязнения, предусмотрен полный вывоз и утилизация отходов в соответствии с классом опасности. Планируется заключение договоров с специализированными предприятиями по утилизации отходов. После окончания строительных работ будет проведена полная рекультивация земли занятой под временные дороги, площадки, вахтовые посёлки строителей.

Особое внимание уделено вопросам сохранения животного мира, ареал обитания которого расположен на территории Приуральского района. Так, учитывая, что железная дорога проходит по территории миграций северного оленя, Корпорация предусматривает строительство 11 специальных переходов для перегона оленей. Подготовлен и будет реализован комплекс по охране рыбных запасов, включая редкие породы сиговых.

Участники экологических слушаний, поддерживая комплексный инвестиционный проект "Урал Промышленный – Урал Полярный", констатировали, что реализация технических проектных решений соотносится с современным состоянием окружающей среды территории строительства, обеспечивает устойчивость ее компонентов к воздействиям.  Сделаны следующие выводы: во-первых, на стадии строительства ж.д. определенные воздействия будут оказаны на растительность, животный мир и рыбные ресурсы, однако перечень мер, которые реализует Корпорация, обеспечит минимизацию рисков. При этом на остальные компоненты окружающей среды воздействие будет несущественным. Во-вторых, на стадии эксплуатации железнодорожной линии в безаварийном режиме ожидается минимальный уровень воздействия на все компоненты окружающей среды. При авариях на ж.д. существенное воздействие следует ожидать при инцидентах с нефтеналивными железнодорожными цистернами, что может привести к загрязнению пойм рек, попаданию нефтепродуктов в речные воды и распространению загрязнения на значительное расстояние. Предварительное планирование, технические и организационных решения по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий позволят уменьшить опасность для окружающей среды.

Юлия Курочкина